Денис Бережной (1974 г. р.) — профессиональный певец, автор песен. Окончил вокальное отделение консерватории. Особенностью певца является способ исполнения произведений разных музыкальных жанров: песен собственного сочинения, произведений на стихи современных поэтов, арий, романсов, авторской песни, мировой и этнической (цыганской, французской, испанской, латиноамериканской) музыки, с использованием только собственного гитарного аккомпанемента. Звукозапись единовременная, без «наложения» партий, концерты преимущественно без микрофона.
Из интервью:
«...Сколько бы мне ни аккомпанировали оркестр, ансамбль или рок-группа я возвращаюсь к собственному гитарному аккомпанементу. И чем серьёзнее, сложнее произведение, тем больше азарта исполнить его профессионально и красиво с помощью минимума средств: только голос и гитара».
«...Это важная для меня идея о родстве, единстве произведений разных вокальных жанров и о возможности вот так их совмещать, используя для исполнения одни и те же инструментальные средства (голос и гитару)».
Прошёл путь от уличного и ресторанного музыканта до оперного и концертного певца. В начале 90-х — участник рок-групп «ЧК» и «Провокация», постоянный участник популярных в то время «Афганских телемарафонов». В дальнейшем, параллельно с обучением в консерватории, постоянно продолжал концертировать. Пел во многих местах — подземные переходы, площади, дискотеки, клубы, рестораны, радио, телевидение, музыкальные фестивали, театры и концертные залы. За это время сформировал свою публику, с которой сейчас и работает.
Темы некоторых концертных программ:
2012 г.
«Музыкальная антология современной поэзии»;
«200-летнее эхо» Франко-российская война 1812 года в романсах наших современников
(вариант: Франко-российская война 1812 года в аллюзиях постпостмодернистских романсов);
2011 г.
«Петербургский романс 21-го века» Романсы и песни на стихи современных поэтов Санкт-Петербурга;
«Москва жива» Песни на стихи современных московских поэтов;
«Послушай этот снег» Цикл зимних романсов на стихи Натальи Малининой;
2008 г.
«Современная вокальная музыка. Романсы и песни на стихи поэтов Сетевого века»;
«Губанов. Соснора. Две северных птицы» Романсы и песни на стихи Леонида Губанова и Виктора Сосноры;
«Гражданин тик-така» Цикл песен на стихи Константина Рупасова;
2001, 2002 гг.
Концертные программы «Эволюция романса» (Части I и II), в которых прослеживались изменения жанра от старины до самых последних тенденций. Впервые в этих программах романсы из опер Г. Доницетти, Р. Вагнера, Ж. Бизе прозвучали под гитарный аккомпанемент самого исполнителя, то есть максимально приближённо к оперным либретто.
Циклы, диски, альбомы:
Позивний «Донецьк» (2014);
Предвоенное (2013/2014);
Пафос пахаря (2012);
Вперёд-назад (2012);
Наше благородие (2010/2011);
Адамо по-русски (2010, совместный альбом);
Комфорт интеллигента (2009);
Собирание камней (2008);
Я мужчина-солнышко и все хотят погреться в моих лучах (2007, "Лаос");
Книга (2006, Студия ДОГТРК);
Стыд (2005, "Gorki 29");
Бунт (2004, "Gorki 29");
Belge (2003, "FAT Records") для продажи в Бельгии;
Игры на развилке (1993);
Ветер (1990);
День (1989)
Также с 1990 года Денис Николаевич Бережной преподаёт пение и гитарный аккомпанемент индивидуально, в том числе с 2011 года дистанционно, обучив сотни людей в разных странах мира. Как музыкальный продюсер и аранжировщик участвовал в издании произведений нескольких своих учеников. Практические методики авторской школы Бережного используют в своей работе образовательные организации и преподаватели.
О музыке
Денис Бережной сочетает в своём творчестве музыку разных жанров, стилей и направлений, неизменно придерживаясь принципа индивидуализма в исполнительстве.
В творческой биографии певца разнотематические концертные программы:
Оперная, классическая и современная камерно-вокальная музыка. Особое место занимают программы «Современная вокальная музыка. Романсы и песни на стихи значительных поэтов начала XXI века» и «Эволюция романса». Первая представляет собой антологию современной поэзии, но не обычную, а музыкальную, и что ещё более необычно — с характерной главенствующей ролью вокальных и инструментальных мелодических линий в композиции. Во второй — арии и романсы из опер звучат под гитарный аккомпанемент самого исполнителя. Расширив стилевые рамки Classical crossover, этот стиль, равно включающий в себя мастерство владения голосом и гитарой, не допускающий использования другого аккомпанемента и студийных записей с искусственным наложением партий, получил название прогрессивный романс.
Этническая музыка. Народные песни цыган (аутентичное исполнение, и в переводах), украинские, русские, испанские, перуанские и боливийские (латиноамериканские) народные песни.
Классика мировой эстрадной и популярной музыки.
Военные песни. Классика авторской песни, блатного жанра, а также классика рока.
Программы с собственными песнями, которыми с конца 80-х по настоящее время представлена современная серьёзная музыка.
Из интервью:
«Мы во времени — очень интересная тема. Рок-музыкой нужно заниматься, когда вы знаете поимённо все группы вашего города и даже огромной страны и можете отличить стилистику одной от другой. Когда это было творчески неисследованно, провоцировало интерес обывателя, я этим занимался. Когда же количество групп играющих электрическую, синтетическую музыку, певцов поющих мелкотравчатыми, микрофонными голосами перестало поддаваться подсчёту, то есть примерно с начала 90-х, принадлежать мейнстримным эстрадным жанрам — и року, и поп-музыке стало не только позорно, но и бессмысленно. То же случилось с некоторыми застывшими академическими жанрами. Но нормальный, настоящий музыкант всегда будет стремиться делать что-то своё и что-то новое. То, чего мало, и то, чего нет. По моему мнению, певец должен быть лабораторией, а не музеем. Лучшие образцы современной поэзии, основанная на мелодизме композиция и достойное живое, акустическое исполнительство — вот три кита моей работы. Или, чтобы подразнить общественность, пафос, пафос и ещё раз пафос. Благородную поэзию вам преподносит благородная музыка».