«Tonight we are victorious,

Champagne pouring over us,

All my friends were glorious,

Tonight we are victorious».

«Когда мальчики в узких штанах, с подведёнными глазами и гитарами наперевес стали новыми бойзбендами?». Фундаментальный вопрос, который всплыл у меня в голове, как только я увидела анонс новых концертов группы Panic! At The Disco в России. Наверное, можно сказать, что переломным стал 2005й год. Вопреки ныне популярной фразе «Верни мне мой 2007й», резкие изменения произошли ещё задолго до этого самого года, который ныне вспоминают все когда-то пускавшиеся во все тяжкие молодые люди категории 20+. Именно в 2005м висевшие на стенах школьниц плакаты со смазливыми танцующими мальчуганами сменили плакаты с густо накрашенными андрогинными пареньками, челки которых закрывали половину фотографии.

Ностальгию в духе «Верни мне мой 2005й/2006й/2007й» можно назвать новыми витком особого вида ностальгии, а именно ностальгии «По временам, в которых нас ещё не было». Кто-то постарше может страдать периодической фрустрацией, впадая в размышления о том, как было круто в Манчестере 80х во времена «Мэдчестерской» волны/в Лондоне времён расцвета панк-рока/в Сиэтле 90х во времена расцвета гранжевой культуры и так далее и тому подобное, а вот нынешние школьники ностальгируют по нулевым, закатывая родителям истерики в духе «ну почему вы не родили меня раньше, я ходил пешком под стол, а кто-то в это золотое время был везучим подростком!». Приближающийся концерт сулил стать не только презентацией свежеиспеченного альбома группы, который получил название «Death Of A Bachelor», но и своеобразным противостоянием ностальгирующих бывших школьников и ностальгирующих школьников нынешних.

Когда я направлялась к клубу, я искренне хотела устроить своеобразный соц. опрос на тему возраста пришедших/их любимого альбома/стажа прослушивания данной группы, чтобы апеллировать некоторым подобием серьёзных статистических данных, но, скажу сразу, план мой провалился ещё на стадии зародыша, ибо на месте событий уже с самого утра происходили дела намного интереснее и говорящие намного больше, чем сухие цифры и подсчёты. Московская публика как всегда не подкачала и, как и накануне в славном городе Петербурге, начала формировать очередь ещё с первыми лучами летнего солнца, которое уж очень подбивало погулять в каком-нибудь парке, а не стоять целый день на месте в духоте. Но фанатский дух силён и непоколебим, посему никакая погода не могла помешать страждущей паники на дискотеке публике начинать настраиваться на концертный лад. К сожалению, выражение «настроиться на концертный лад» некоторые до сих пор отказываются понимать в нужном смысле, поэтому, думаю, не такой новостью станет факт, что явное большинство стало разогревать себя не только групповым распеванием хитов и душевными разговорами, но и всевозможными горячительными напитками. И, к сожалению, совсем уж не кофе и какао с зефиринками. Так что, без преувеличения можно сказать, что предконцертная обстановка заслуживает рассмотрения не меньшего, чем сам концерт. Итак, чем ближе к клубу Stadium Live ты был в этот день, тем сильнее до тебя доползали алкогольные пары, и тем больше пустых пивных банок и мусора можно было увидеть, как ни печально бы это ни звучало. Ещё с 7 утра в социальных сетях начали появляться фотографии с уже немаленькой очередью, в 3-4 часа дня же можно было наблюдать весьма хаотичное скопление народа, численность которого колебалась в районе 500-700 человек. Так что на этом этапе школьники нынешние явно правили балом. Не берусь утверждать, что на тот момент публика постарше была в явном меньшинстве, но она точно затерялась среди роя шумной и немного неадекватной молодёжи. Может быть, один из кругов ада по Данте выглядит именно так — горы мусора под ногами, свистящие над головами бутылки, бесконечные обсуждения ЕГЭ и люди с мутными глазами, стекающие по стенам как лопнувшие вафельные рожки. Товарищи-организаторы (за что им лучи добра и любви) ещё накануне заботливо просили зрителей внимательнее относиться к своему здоровью и здоровью ближних, чтобы неприятных эксцессов получилось как можно меньше, и все благополучно достояли до начала шоу и получили от него максимум удовольствия с минимальными потерями, но все поняли это по-своему. Так что заранее можно было рассчитать вероятное количество полуобморочных девочек, которых в течение всего концерта будут выносить по головам передних рядов. Конечно, не стоит грести всех под одну гребёнку и говорить, что все были под градусом и не в совсем адекватном состоянии, и мы и не будем так делать, но фактами пренебрегать нельзя — таких товарищей было много. Рок-н-ролл, «champagne, cocaine, gasoline» как поётся в одном из новых хитов P!ATD, и все дела, но всему должен быть предел. Главное — во всём соблюдать меру. И вообще, берегите своё здоровье и всегда думайте о других таких же зрителях. Давайте тратить силы на отрыв во время выступлений. Но это так... крик души, не более того.

Итак, народ прибавлялся в геометрической прогрессии, и скоро очередь у клуба стала похожа на свернувшегося в спячке удава. Вся ситуация с очередью больше походила на то, что обычно происходит перед стадионными концертами и фестивалями. По ажиотажу и напряжению складывалось впечатление, что люди стояли в ожидании каких-то легендарных мастодонтов рока, что не может не сказать о нынешней популярности Panic! At The Disco. А она, между прочим, резко скакнула вверх. Предстоящие концерты группы вызвали небывалый отклик со стороны как фан-сообществ, так и людей, в принципе далёких от культуры концертной и вообще музыкальной, и это несмотря на то, что два предыдущих концерта группы собрали не такое количество зрителей. Сейчас Panic! At The Disco, наряду с многими группами, появившимися в пресловутом 2005м, переживают вторую волну популярности, что и вызвало подобное внимание к приезду команды на российские просторы. Хотя, возможно, свою роль сыграло и резкое увеличение популярности концертной культуры, которое подтверждается многими фактами, такими как, например, смена концертных площадок в пользу более вместительных и более разношёрстная публика меломанов, появляющаяся на всевозможных выступлениях, независимо от вкусовых предпочтений. Это в свою очередь подтверждает то, что в очереди можно было заметить людей в мерче всевозможных групп, начиная с Enter Shikari и Black Veil Brides и заканчивая Металликой. Хотя, казалось бы, причём тут треш-метал и всевозможный так ныне популярный среди молодёжи кор. Но уж что-что, а рост интереса к живым выступлениями и расширение музыкальных горизонтов — это то, что не может не радовать. Правда, не будем брать во внимание то, что с ростом интереса растёт и потребительское отношение, что не нравится многим концертным «ветеранам», которые так любят говорить, что всё уже не то, и что теперь концерты потеряли свою былую прелесть и романтику. Но, как и во всём в этом мире, везде с философской точки зрения есть свои плюсы и минусы.

Чем ближе дело подходило к открытию дверей, тем сильнее нарастало безумие толпы. Нервоз расползался, духота и алкоголь смаривали самых нестойких, а перед самым запуском можно было даже наблюдать особо истеричных молодых особ, закатывающих истерики не только друзьям, но и бедным родителям, которые пытались найти чаду билет или же просто сопровождали своё неразумное и переполненное эмоциями дитя. Разумеется, никакого порядка и организованной очереди наблюдать не приходилось. Это ещё одна проблема, которая очень часто добавляет свою ложку дёгтя в практически каждый концерт, проходящий на просторах нашей необъятной Родины — слабая организация чаще всего бьёт именно по этому моменту. Ну вот практически нет у нас организованных заранее коридоров (думаю, любители приходить пораньше вспомнили сейчас клуб Arena, каждый запуск первых рядов в котором напоминает филиал Ледового побоища) и широко распространённой за рубежом культуры так называемых «номерков». Стоящие в начале очереди ребята до поры до времени пытались пронумеровывать всех приходящих, но вскоре всем стало ясно, что это сизифов труд, так как многие идею не оценили и откровенно на неё плюнули, даже несмотря на всю благородность идеи внести в типичный предконцертный хаос долю порядка. Каждые 5 минут некоторые особо активные личности пытались взять власть в свои руки, стараясь перекричать всех и заставить толпу принять более-менее организованный вид, но всё это больше было похоже на дилетантские дворцовые перевороты и успеха не приносило. Ещё за час до запуска паника перед дискотекой приняла совсем уж катастрофические размеры, и половина уже вполне себе очумевшей толпы заняла оборонные позиции, закрыв собой все входы, начав давку, в которой можно было поджимать ноги и висеть, и издавая улюлюкающие звуки, которые стали причиной нескольких фальстартов, лишней паники и толкучки. Однако, забежавшие в числе первых первыми не были, ибо самые сладкие позиции в центре пары первых рядов уже заняли участники мит-н-грита и счастливчики, получившие билеты из категории, включающей в себя ранний вход. Кстати, планировка клуба в тот день была не совсем обычной — зал разделили на фан-зону и танцевальный партер, тем самым добавляя ощущение нахождения на большой концертной площадке.

Парадокс — несмотря на обилие нетрезвой молодёжи, лично вокруг меня после запуска оказались вполне себе взрослые, трезвые и очень адекватные люди. 1:1 — бывшие школьники сравняли счёт. Видимо остальных к самому действию успели покинуть силы, и они остались веселиться на задворках. После входа градус грубости и агрессии заметно спал, и, делая вывод относительно всего концерта, можно сказать, что публика, на удивление, оказалась вполне себе доброжелательной и заботливой. И это несмотря на тенденцию повышения агрессивности и открытой недружелюбности зрителей, связанную с увеличением количества посещающих подобные мероприятия. За весь зал говорить сложно, но передние ряды охотно поили друг друга водичкой, которую охранники заботливо разливали ещё с момента запуска зрителей, и коллективно вытаскивали особо пострадавших обмякших дам.

Избавившись от напряжения, свойственного процедуре запуска (нервы нервами, но без этого никуда, тем более, что без подобного волнения спектр эмоций и впечатлений был бы не полным), народ заметно расслабился и стал спокойно набирать уже заметно потраченные силы под достаточно неплохой трек-лист, игравший до выхода разогревающей группы. Тут вам были и Nirvana, и Depeche Mode, и Queens of the Stone Age и даже ZZ Top, так что ушки меломанов ублажили ещё даже до начала основного действия.

На разогреве в тот вечер выступила команда из города невест под название Neon Tiger. Сказать, что публика оценила этих ребят — это, конечно, не сказать ничего. Редко встретишь такое положительное отношение зрителей к команде саппорта, какой бы она ни была. Здесь же мы увидели действительно качественную и вполне профессиональную группу, которая более чем подходит на роль разогревающего акта. Молодые люди играют модную музыку, сочетающую инди-ритмы, дерзкие гитары и электронные аранжировки, что вкупе с их имиджем и яркой голосистой фронт-вумен, внешний вид которой вдохновлен такими знаменитыми девушками, как Леди Гага и Игги Азалия, ставит их в ряд проектов, находящихся сейчас на самом пике популярности. Ребята разогрели и раскачали зал как надо, заставляя особенно нетерпеливых заранее пуститься в пляс за очаровательной вокалисткой в откровенном наряде. Neon Tiger активно выступают в популярных среди модной молодёжи местах и на всевозможных фестивалях и уже выпустили несколько записей, так что, думаю, мы ещё ни раз о них услышим. Тем более, что после этого вечера в армии их поклонников явно произошло немалое пополнение. Так что пожелаем группе творческих успехов и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице.

Стоило саппорту покинуть сцену, у группового волнения открылось второе дыхание, и уже вполне себе заведённая толпа снова стала терять остатки спокойствия и рассудка. Первые ряды фан-зоны и танц-партера почувствовали стандартные толчки и напор от стоящих сзади, рёбра захрустели, зал начал нетерпеливо верещать, а девушки игриво хихикать и строить глазки техникам группы, пытающимся не отвлекаться и как можно быстрее настроить оборудование. Именно в этот момент, чувствуя приближение выхода музыкантов на сцену, зрители, перебивая предвкушение, стали нервно спорить и обсуждать саму группу. Про противостояние бывших ностальгирующих школьников и школьников нынешних мы уже говорили, но существует противостояние ещё более ярое и существенное — противостояние поклонников творчества старого и творчества нового. История группы Panic! At The Disco насчитывает огромное количество смен участников (к слову, сейчас из «золотого» состава в группе остался только вокалист Брендон Ури, посему многие фанаты подшучивают и иногда говорят, что теперь это группа Urie! At The Disco), стилевых изменений и других всевозможных метаморфоз. Много воды утекло со времен эпохи первых двух альбомов («A Fever You Can’t Sweat Out» и «Pretty.Odd»). В плане музыки эта эпоха была богата на всевозможные интерлюдии и плавные переходы от трека к треку, вставки в виде нетипичных инструментов/радиоволн и прочих электронных «примочек», бесконечные названия треков и даже госпеловские церковные мотивы (ну, что неудивительно — группа из Вегаса, вокалист Брендон из Юты, а мы все знаем как Юта богата на Брендонов-мормонов. Я намекаю на Брендона Флауэрса, если что. Невозможно не вспомнить его в таком контексте). Выступления, видеоклипы и внешний вид группы же были полны театральности и цирковых деталей, что всегда выделяло P!ATD среди потока групп из 2005 года. Но время шло, оригинальный состав медленно покидал ряды «паникёров», а концепция творчества менялась. С каждым альбомом уменьшалась театральность действий, а звучание становилось более классическим и близким к мейнстримовой альтернативе. В итоге мы имеем альбом «Death Of A Bachelor» с сильным влиянием электроники танцевального типа. Такие изменения и нынешний стиль стали причиной увеличения численности армии фанатов группы, но этот альбом, как и предыдущие два, окончательно разделил поклонников на 2 лагеря — лагерь «Новый альбом — лучшее, что было с группой» и лагерь «Что происходит, верните 2005й!». Существуют ещё промежуточные варианты в духе «Я люблю всё» и «Я скучаю по 2005му, но мне понравился новый альбом, но я сделаю вид, что этого не говорил», но подавляющее большинство делится именно на первые две группы. Так что до самого выхода группы на сцену в зале не утихали споры на тему того, когда же всё-таки было лучше и что нас ждёт.

Но все споры стали неважны, как только музыканты выскочили на сцену. Долгое многочасовое ожидание дало о себе знать, и в итоге зал просто лопнул как мыльный пузырь, не веря тому, что наконец-то дождался виновников торжества. Даллон, Кеннет и Дэн взялись за инструменты, сияющий как медный самовар (и как его пиджак) господин Ури схватился за такой же сияющий микрофон, и группа начала со своей новой концертной «открывашки» — трека «Don’t Threaten Me With A Good Time», на который, кстати, совершенно недавно вышел весьма забавный видеоклип. Брендон — обладатель очень сильного и красивого голоса с прекрасным диапазоном, что видно не только на студийных записях, но по началу зрители не могли не заметить, что звучал вокалист немного грубовато и грязно. Немного погодя Ури, конечно, распелся, но, цитирую большинство стоящих вокруг меня: «Живьём в ноты попадать так даже и не пытается, ну да ладно, голос всё равно прекрасен, и вообще всё круто». Действительно, иногда складывалось впечатление, что артист немного забывается и заигрывается в своём образе. Если в 2005м Брендон, как и все остальные участники, был похож на милого мальчика-зайчика в костюме и цилиндре, то сейчас на сцене он играет совершенно классическую роль сексуального фронтмена-рокера (что видно даже по лирике некоторых песен), раздевающегося так быстро, что невольно возникает вопрос «А зачем он вообще одевался?», что для любителей старых образов является ещё одной причиной для диссонанса. Смотря на полураздетого Ури в кожаных обтягивающих штанах, которые держались только на честном слове, невольно возникали ассоциации с Дейвом Гааном, чьи лавры, видимо, не дают Брендону покоя. Но не самый плохой пример для подражания, согласитесь же. Однако, из-за своего нового образа Ури слишком уж выбивается из всего остального коллектива, который, в свою очередь, в плане имиджа и поведения смотрится очень даже цельно и чем-то напоминает первоначальный состав группы. Конечно, на то он и вокалист, чтобы выделяться, но многие из нас всё же скучают по скромным временам, когда Брендон ещё не считал себя Императором. Весь концерт Ури носился по сцене как электровеник, плясал как сумасшедший, заставляя зал завидовать тому, что у них для подобных плясок недостаточно места, и, не щадя своего чудесного мокрого торса, как настоящий многостаночник и талантливый мультиинструменталист только и успевал менять сферу деятельности. Например, на песне «Let’s Kill Tonight» Брендон сел за ударную установку, а перед исполнением всеми любимой и уже классической для многих фанатов «Nine In The Afternoon» на сцену выкатили пианино, место за которым он, разумеется, и занял. Помимо этого, вокалист активно общался с залом, благодарил публику на корявом русском, перед песней «Girls/Girls/Boys» же вообще прочитал небольшую речь о свободной любви и равенстве, а во время исполнения «Miss Jackson» порадовал зал бодрым и хорошо отрепетированным сальто. Разумеется, звучали в тот вечер в основном вещи с недавно вышедшего опуса группы, разбавленные редкими хитами с первых альбомов, но особое место заняла последняя песня основного сетлиста, а именно кавер на песню «Bohemian Rhapsody» группы Queen. Выбор композиции более чем смелый, но группа, а особенно Брендон, восседавший за клавишами и не сфальшививший ни в одном месте, не подкачали и честь, как говорится, не посрамили. Даже молодёжь, которая и знать не знала что это вообще за песня, смогла в полной мере прочувствовать величие и эпичность этого настоящего музыкального гимна.

Закончив на такой чудесной ноте, группа покинула сцену, но вернулась ещё до того момента, как публика успела отдышаться. И в этот момент случилась кульминация. Момент, которого ждали все без исключения, и я думаю, никого не удивит, что этим моментом стало исполнение песни «I Write Sins Not Tragedies». Лично я обещала себе быть спокойной, серьёзной и вести себя с должной долей профессионализма, но в этот момент общий градус толпы достиг такого предела, что не орать и не верещать было нельзя просто физически. На микрофоне женское бельё, на сцене группа из твоего 2005го, вокруг тысячи оргазмирующих людей всех полов и возрастов... и вот ты уже скачешь и срываешь горло так, как не скакал и не срывал горло даже в своём 2005м. В тот момент классическое «О боже, я хочу от тебя детей» было написано на лбу всех даже самых суровых и адекватных зрителей, хотя вряд ли такие ещё остались. Все скакали, подпевали, рвали колготки об ограду и натирали пятки так, будто не было предыдущих мучительных часов ожидания в тесной толпе и предыдущих песен. Более 10 лет прошло с того самого переломного момента, когда всеобщее обожание переместилось в сторону подобных групп, и некоторые выросли и давно отбились от сообществ поклонников, но в этот момент все снова почувствовали себя частью сумасшедшего фанатского движения, а свежеприбывшие же не отставали и подпевали так громко, будто они делали это со всеми ещё 10 лет назад. После этого прозвучали символичные «This Is Gospel» и «Victorious», заглавный трек крайнего альбома, и группа радостно и поспешно ретировалась, оставляя обезумевших зрителей приходить в себя.

Сколько было сказано о противостояниях, спорах и противоречиях. Между фанатами, в творчестве и прочих вещах. Но когда видишь мокрых и всклокоченных незнакомых людей, обнимающихся друг с другом в постконцертном порыве радости и бессильно выползающих из зала взявшись за руки, то понимаешь, что всё это совсем не о противостояниях. Всё это о любви, единстве и веселье. О крутых впечатлениях, добре и свете, которые все получают от артистов и, главное, друг от друга. Несмотря на многие «но», все выходили из зала с уставшими, но широкими улыбками, онемевшими от этих самых улыбок щёками и тем самым лёгким эмоциональным опустошением, которое наступает после переизбытка положительных эмоций («It’s a hell of a feeling though!»). Так что довольны в той или иной мере остались все, и все мы, независимо от возраста и музыкальных предпочтений, с нетерпением будем ждать возвращения Ури, компании и паники на дискотеке.

Сетлист:

1. Don’t Threaten Me with a Good Time

2. Time to Dance

3. Vegas Lights

4. LA Devotee

5. The Ballad of Mona Lisa

6. Hallelujah

7. Let’s Kill Tonight

8. Emperor’s New Clothes

9. Girls/Girls/Boys

10. Golden Days

11. Ready to Go (Get Me Out of My Mind)

12. Crazy=Genius

13. Miss Jackson

14. Nine in the Afternoon

15. Bohemian Rhapsody (Queen cover)

Encore:

16. I Write Sins Not Tragedies

17. This is Gospel

18. Victorious