Промо

Как устанавливать цену на собственную музыку?

Как перестать стесняться финансовых вопросов
  
Как устанавливать цену на собственную музыку?

«Ээээ...» — самое распространенное замечание, которое мы выдаем на вопрос о нашем гонораре, цене на диск или вообще любых финансовых ожиданиях, связанных с нашей музыкой. Иногда получается даже немного более красноречиво, например, «Ээээ, нууу...». Как же научиться говорить о деньгах и разумно определить цены на то, что мы делаем?

Уже около двадцати лет в связи с развитием технологий культурологи и экономисты бьются над вопросом о том, какова, собственно, цена искусства? С помощью каких критериев определять вознаграждение, где находится эта шкала измерений? Что уж говорить о молодых артистах, которые исполнены жаждой создавать и совершенно не хотят думать ни о каких деньгах. Однако, хотим мы этого или нет, мы все, с каждым нашим минимальным движением, являемся частью глобальной экономики — и уж особенно, если мы что-то производим. А мы производим музыку. Мы играем дома по несколько часов каждый день, мы платим за репетиции, мы зарабатываем на то, чтобы делать записи — вкладываем огромное количество времени и денег в то, чтобы хорошо исполнять свою музыку и хорошо звучать. Так почему вопросы о деньгах и любой оплате вводят нас в ступор, и почему мы лишь мямлим в ответ? Романтика, связанная с образом голодного и нищего художника, далеко в прошлом — стоит к этому привыкнуть и перестать стесняться финансовых вопросов.

Мы оставим вопросы о ценах на альбомы в сети и мерч — сделать исследование онлайн и на концертах довольно просто. Рассмотрим главный предмет заработка независимого молодого артиста — концерты.

Когда стоит и не стоит играть бесплатное шоу?

Каждое бесплатное выступление должно приносить выгоду любого иного рода. Например, вы только-только начинаете, и вам нужно, чтобы о вас узнало как можно больше людей. Неважно, насколько хорошо вы разрекламировали ваш классный дебютный EP в интернете: живые выступления — это отдельный жанр, и если вы хотите познакомить людей с вашей музыкой, исполненной вживую, то дать несколько бесплатных концертов просто необходимо. Если речь идет о разогреве кого-то более знаменитого, там есть шанс появиться перед людьми, которые вас никогда бы не увидели при других обстоятельствах — ради продвижения также можно не говорить о гонораре, если его не предложат сами промоутеры (а они, скорее всего, не предложат). Ну и даже не будем говорить о дружеских вечеринках, посвященных каким-то дням рождения близких или другим поводам. Однако с бесплатными выступлениями на дружеских вечеринках тоже не стоит переусердствовать. Если друзья не такие уж и близкие, если на концерте будут люди, каждый из которых есть у вас в друзьях в соцсетях, а главное, предложенное шоу не сулит вам никакого особенного удовольствия — то соглашаться вовсе необязательно. С тем же успехом можно пойти на репетиционную базу, поиграть старое и посочинять новые песни (что, очевидно, не очень удобно делать на сцене). От выступления всегда можно «отмазаться», сказав, что одного из участников не будет в городе, или придумывать тысячу других причин. Но если смотреть на вопрос глобально, то стоит приучать молодых промоутеров к экономическим отношениям и честно заявлять о том, что вы не хотите играть бесплатно, когда концерт не обещает вам никаких других дивидендов.

Когда можно устанавливать фиксированный гонорар?

Когда у вас есть сложившаяся аудитория, полноценная запись, клипы, публикации в прессе и узнаваемость на каком-то уровне — то есть, полный набор профессионального артиста. Условно, если на ваши концерты каждый раз приходит 100 человек, платя по 300 рублей за вход, то из общей суммы нужно отнять 10-20 % — и именно это должно быть гонораром (который будет расти в зависимости от прибавления публики).

Как работать с клубами?

Возьмем еще один пример из кинобизнеса, короткий. В американских кинотеатрах от каждого показа кинотеатру идет 10% прибыли, а производителю фильма — 90%. Для сравнения, в России — 50/50 — несправедливо, не правда ли?

Точно так же иногда встречается несправедливость в клубах, когда они заявляют о том, сколько они планируют вам заплатить за ваш концерт. В большинстве случаев промоутер предлагает артисту 70-80 % от входа. Иногда — процент от продаж в баре. Будьте прозрачны — не говорите, что приведете 100 человек, если на самом деле ожидаете около 50. Но и не давайте «облапошивать» себя. Что это за клуб? Есть ли у него своя публика? Если в клуб ходят люди вне зависимости от того, кто там выступает (т.е. у него есть собственная репутация), и этих людей довольно много — то стоит соглашаться на 70% процентов от входа (иногда и меньше). Опять же, у вас есть шанс засветиться перед новой публикой. Если же бар пустует в обычные вечера, и на концертах там появляется совершенно разная публика в зависимости от того, кто выступает, то смело можно требовать 80-90% + иногда процент от бара. Не забывайте о том, что именно вы привели людей в клуб и именно благодаря вам они покупают напитки в баре.

Как устанавливать цену на вход?

Если у клуба нет собственной ценовой политики, и промоутер предлагает вам выставить цену самостоятельно, то делайте это, исходя из нескольких факторов, а не только учитывая то, сколько на прошлой неделе стоил концерт ваших друзей. Если клуб наглеет, забирая большой процент от входа, вы не собираетесь отказываться от шоу, и хотите, чтобы пришло побольше людей — смело выставляйте цену ниже средней. Если все в порядке, то просто пролистайте ленту афиши и посмотрите, сколько стоят остальные концерты подобного ранга. Если у вас есть сложившаяся публика, и концерт обещает быть особенным — например, презентация альбома, взрывной набор выступающих, сбор средств кому-то в помощь — то всегда можно сделать вход в полтора раза выше обычного.

Научитесь отказывать во «вписках»

Есть самые близкие друзья, которых никогда не бывает много. Научитесь не реагировать на смс в последнюю минуту с просьбой вписать от всяких знакомых. Запомните — they better have a damn good reason, чтобы просить вас об этом. Средняя цена на концерт обычно не превышает цену на коктейль в баре, так почему вы должны покупать им этот коктейль и еще и играть? Перечислим те самые «чертовски убедительные причины» — человека можно вписывать, если он: а) является вашим хорошим другом; б) является вашей мамой; в) полезен вам в плане продвижения; г) абсолютный милаха и действительно совсем бедный студент или музыкант, который только что купил на все деньги очередную педаль, очень сильно хочет вас послушать, и даже пивко в баре ему в этот вечер не светит (его можно угостить, кстати). Еще раз повторим, в раздумьях об экономике происходящего с вами нет совершенно ничего постыдного — каждый день мы что-то потребляем, мы едим, пьем, одеваемся, ходим в кино и платим за выставки. Мы живем в мире, в котором 99% происходящего исчисляется деньгами и временем — и то и другое мы тратим на музыку, и мы вправе получать какое-то вознаграждение. Каждый из нас мечтает об успехе и хочет жить, зарабатывая только музыкой. Неужели вы надеетесь, что в один прекрасный момент вы проснетесь известными, наденете свои «звездные штаны» и пойдете за очередным гонораром? Такого не будет. Как мы проделываем долгий путь с маленькой сцены на среднюю, со средней на большую, так стоит учиться строить экономические отношения с окружающими, начиная с самых мелочей.

Рассказать друзьям