В общем-то, неважно, какого уровня фестиваль вам предстоит отыграть. На всех рок-фестивалях наблюдаются примерно общие проблемы. Итак, небольшой ликбез про фестивали.

Проблема №1. Время.

Предположим, что вас пригласили/вписали/вытолкнули на 30-минутный сет. Сразу надо понимать, что 30 минут — это общее время нахождения на сцене. При этом, если предыдущие участники закончили позже, то они забрали время из ваших 30-ти минут. В принципе, это решаемо на уровне ведущего. Очень полезно познакомиться с тем, кто ведёт конферанс на фестивале, и предупредить его о важности своевременного начала своего сета. Тут нет строгих правил, только добрые слова и хорошее отношение.

Для того чтобы и самим не съесть время своего сета, необходимо слегка подготовиться до выхода на площадку:

1. Состройте инструменты по тюнеру, пока играют предшественники. Даже если ваши инструменты мега крутые, проверьте строй, не теряйте на это время на сцене. Не убирайте инструменты в чехлы.

2. Подготовьте все соединительные провода, датчики, звукосниматели, микрофоны. Проверьте их чисто визуально на целостность (это не лишнее — постоянно кто-нибудь обнаруживает неработоспособность элементарного джека, например, только на сцене). Полезно иметь запасные провода, блоки питания. Переложите медиаторы в карман.

3. Напишите сет-листы для всех участников, если не написали заранее. Не стоит полагаться на память — сцена иногда отшибает мозги напрочь.

4. Очень полезно на последней репетиции зафиксировать режимы работы темброблоков, «примочек» или прочих средств обработки звука. Можно зарисовать положение ручек, можно отрепетировать, можно настроить и не трогать до концерта, можно запрограммировать всё необходимое. Подготовьте всё собрание примочек и проводов так, чтобы быстренько разложиться на сцене.

Проблема №2. Звук.

Сразу надо понимать — мучить звукорежиссера на предмет вокала и «расфасовки» звука в мониторах бесполезно. Он уже сделал всё, что возможно для данной площадки. И для вас по ходу выступления он постарается сделать всё возможное. Это нужно принять и понять. Если переключаете свой микрофон, просто предупредите об этом оператора. Очень полезно подготовить своего парня, который как минимум подскажет местному звукорежиссеру балансировку инструментов на портальные колонки, а максимум — возьмёт на себя те три-четыре-пять потенциометров на пульте, отвечающих за балансировку инструментов в порталы. Но голос, барабаны и мониторы — даже не уговаривайте — никто не даст это трогать никому из вашей команды.

Проверьте свой комбоусилитель перед включением инструмента — он должен быть либо обесточен, либо в режиме standby. Подключайте мощность на комбоусилителе только когда собрали свою цепь.

Учитывайте, что клуб строит средние частоты, поэтому экстремальное вращение ручек частоты на усилителях ничего революционного вам не даст.

Проблема №3. Публика.

Тут самое главное — не упустить момент, когда зрители перетекают в бар. Чем дольше вы включаетесь, тем меньше людей будет вас слушать, даже «свои» могут остаться за столами.

Если объективно требуется время, обратитесь к помощи ведущего. Люди пришли слушать музыку и веселиться, а ваша задача — это обеспечивать.

Возвращаясь ко времени — не крадите время у следующей команды, она не виновата в предыдущих косяках. Если вы объявляете последнюю песню — это должна быть действительно последняя песня. Все вопросы решайте вне сцены. Переводите усилители в standby, выдёргивайте джек и, отодвинув примочки к краю сцены, спускайтесь — смотать шнуры, собрать и уложить инструменты можно стоя в зале, не мешая включаться следующей команде. На большой сцене проще, но задерживаться также не стоит.

Заключительные слова, то есть представление группы, можно отрепетировать заранее и включить в последнюю песню — например, в качестве проигрыша. Это всегда слушается здорово!