Промо

15 советов начинающему гитаристу. Часть первая

Первая часть статьи, посвященная советам для начинающих гитаристов, которые напуганы будущими сложностями, либо просто не знают, с чего начать
15 советов начинающему гитаристу. Часть первая

Это первая часть статьи, посвященная советам для начинающих гитаристов, которые напуганы будущими сложностями, либо просто не знают, с чего начать. А также для тех, кто считает, что гитара — это несерьезно. Наши советы начинающему гитаристу универсальны и могут быть применены совершенно в любом виде творчества.

1. Слушайте звуки вокруг себя

Ваши уши — главный инструмент и лучший критик. Постарайтесь развить умение слышать и слушать как можно раньше. Научитесь слушать один звук: его начало, развитие и окончание. Постепенно пробуйте определить его громкость, тон, длительность, тембр. Придавайте большое значение всем звукам, которые вы извлекаете из инструмента и мира вокруг.

Пытайтесь находить и оценивать звуки в обычной жизни, вслушиваясь в каждый и стараясь взглянуть на него с другой стороны. Сигнал светофора, пение птиц, велосипедный звонок/клаксон, шум города, шелест листвы в парке, пролетающее насекомое, скрип снега под ногами и т.д. Оценивайте всё, чего раньше не замечали. Пытайтесь вникнуть в их суть и оценить их для себя.

И самое главное: чтобы достичь успеха в этом вопросе — научитесь слушать тишину. Именно в тишине в вашей голове зарождается самая лучшая музыка.

2. Постановка рук — путь к успеху

Начинающие гитаристы спешат играть все, что им нравится, пытаясь удивить друзей во дворе новой выученной песней. Узнали себя? Таким методом вы сможете только «бренчать» три блатных аккорда. Это быстрый, но неэффективный путь.

Если же вы хотите удивить всех по-настоящему, то постарайтесь уделить особое внимание постановке рук, особенно правой. Именно от этого и будет зависеть правильное звукоизвлечение. Кроме того, в дальнейшем это позволит вам открыть свои собственные авторские приемы (а не это ли ценно?).

Играйте композиции лишь правой рукой настолько медленно, чтобы походу игры у вас не возникало заминок и пауз, а затем наращивайте темп по мере появления уверенности. Сравнивайте постановку своей руки с мэтрами игры на гитаре. Старайтесь копировать корректную позицию и вырабатывать рефлекс постановки.

Играйте на гитаре перед зеркалом. Это убьет сразу 2 зайцев. Во-первых, вы научитесь не смотреть на пальцы при игре в будущем (придает солидности), а во-вторых, увидите себя и постановку руки со стороны, сможете проконтролировать успех своего обучения.

Помните: правильная постановка рук — залог качественной и красивой игры!

3. Долой напряжение!

Новичкам игры на гитаре на первых порах весьма сложно привыкнуть и адаптироваться к самому инструменту. Почти со 100% уверенностью можно сказать, что вам будет неудобно правильно сидеть, правильно играть и правильно держать инструмент. Скорее всего, ваши руки впервые разочаруют вас, поскольку откажутся делать то, что пытаетесь.

В связи с этим вы будете стараться напрягаться, чтобы извлечь хоть что-то толковое. Снова про вас? Вот тут и закралась опасность, поскольку напряжение при игре на гитаре (и других струнных) крайне опасно. Неправильно потому, что извлекаемые звуки станут резкими, непременно пострадает необходимая плавность звукоизвлечения, и вы потеряете контроль над процессом. Опасно же станет потому, что почувствовав боль при игре или даже сильное напряжение мышц, вы рискуете повредить их в необратимой форме.

Учитесь расслабляться. Сядьте как можно удобнее, поэкспериментируйте с вариациями постановки гитары и рук. Если при игре на инструменте вы чувствуете, что плечи невольно поднимаются, ноги напряглись, а руки теперь крюки — не торопитесь играть дальше, подышите, чуть настройтесь, расслабьте тело и конечности. Несколько раз встряхните кистями рук, это снимет напряжение в связках пальцев и кисти.

Запомните: правильное звукоизвлечение должно сопровождаться расслабленными руками и телом, гитаристы веками «разрабатывали» естественность. Так что если у вас это не так — значит, были допущены серьезные ошибки в технике и постановке рук.

4. Спешка ни к чему

Многие начинающие музыканты объединены общим рвением и спешке. Тому есть несколько предпосылок: недовольство своим темпом игры, желание поскорее освоить материал, ограниченность времени, незаинтересованность в качественной игре на гитаре, рвение освоить всё и сразу, желание прокачать свои скилы как можно скорее.

Естественно, это категорически недопустимо. Посев спешки, как и напряжение при игре, не дадут своих всходов, вы лишь загубите свое мастерство.

Обязательно прочитайте несколько незамысловатых правил, которые помогут вам справиться со своим губительным энтузиазмом. Сам по себе, конечно, он крайне полезен, но порой может сыграть и злую шутку. Будьте бдительны: вас никто не гонит в шею. Обучение игре на гитаре — это не спорт, а финишировать первым здесь значит проиграть. У каждого новичка свой темп, не ровняйтесь на других, ваша цель — быть лучше, а не быстрее. Следите только за собой.

Лучший метод стать лучшим — начать с элементарного. Играйте очень медленно. При попытках сделать всё и сразу вы быстро разочаруетесь как в гитаре, так и в себе самом, в итоге пропадет желание играть в принципе. Говорят, что нельзя сделать яичницу, не разбив яиц, но было бы большой ошибкой разбить их прямо об сковородку сразу вместе со скорлупой. Завтрак будет непременно испорчен. Порой вам может казаться, что успех так близко, и вы инстинктивно начнете ускоряться, спеша к вершинам.

Остановитесь! Это мираж. Наращивайте скорость этап за этапом. Только постепенное прохождение занятий от простого к сложному поможет освоить материал должным образом. Не пытайтесь перескакивать, пусть всё идет своим чередом, спешить некуда.

Помните главное: быстрых путей к вершинам не существует. Не пытайтесь забежать на ледяную гору в домашних тапочках. Для достижения вершины, вам нужны специальные «альпинистские» инструменты: усердие, время, стимул. Чтобы стать профессионалом потребуются годы и это неизбежно, и отчасти ограничение продиктовано нашей физиологией.

5. Играть на гитаре — это кайф

Именно так и нужно относиться к этому занятию, ведь игра на гитаре — это не работа и не принуждение, а прежде всего удовольствие. К тому же, вопреки распространенному мнению, красоту можно найти в каждом звуке/аккорде/мелодии (конечно, в разумных пределах). Вы удивитесь, когда поймете, что один и тот же звук разные гитаристы извлекут по-разному, а значит, и звучать он будет иначе, а значит, и оттенков у него множество. В этом и есть магия, каждый звук имеет свою неповторимую индивидуальность, оценивать, наслаждаться и созерцать которую можно очень долго. А теперь представьте, если это аккорд или мелодия, особенно если вы в состоянии их сыграть. Это магия, творимая вашими собственными руками!

6. Отточите ритм

Почти любую величину на свете можно измерить. Длина измеряется в метрах, объем в литрах, ноты в тактах, а музыка в ударах в минуту. Хотя обе эти величины и смежные, говорить мы будем именно об ударах в минуту. Любая музыка обладает своим ритмом. Где-то он более разнообразен, а где-то весьма скуден и прост, но важно одно — уметь играть ровно, это неотъемлемая часть искусства игры на любом инструменте и одно из базовых умений.

Чтобы развить в себе чувство ритма, понимать движение музыки, ощущать её структуру и развитие песни, вам необходимо начать использовать метроном так же, как необходимо научиться грамоте, чтобы читать интересные книги.

Метроном будет вашим судьей и не даст не вовремя замедлить темп композиции или, наоборот, ускориться. Не следует играть навскидку и «вроде правильно», прежде всего следует «прокачать» в себе скил владения ритмом. Если эта задача будет достигнута, то в будущем она станет отличным основанием, относительно которого вы сможете варьировать темп в любой композиции, сколько сложен он бы не был. И тогда композиция зазвучит внятно, красиво и проникновенно, а вы, как искусный гитарист, сможете донести нужные эмоции до слушателя.

Помните, что играя лишь примерно, опираясь на топот своей ноги при исполнении, вы лишь обманываете себя, поскольку руки подстраиваются под ноги, а ноги вторят игре рук, все равно музыка будет сыграна тяп-ляп. Так работает наш мозг.

Метроном непременно нужен всем начинающим гитаристам, дабы научиться контролировать свои руки и приучать слух (восприятие и мозг) к некой эталонной величине, вокруг которой всё и вращается в мире музыки.

Без ощущения и осознания эталонности звучания и движения темпа вам будет сложно сыграть что-то качественно, ритм будет сбивчив, а игра невнятной. Помните, что главное — это контроль над звуком и темпом, над мерой владения своими руками и контролем за исполнением.

Но не думайте, что музыка — это лишь игра под метроном, или что метроном создан только для новичков. Мозг человека устроен таким образом, что ему постоянно нужна тренировка, иначе он склонен забывать.

Даже лютые профессионалы тренируются с метрономом, несмотря на свой огромный опыт. Когда вы подчините себе свои руки, то дальше сможете чувствовать любое дыхание мелодии, варьировать любой ритм, жонглировать темпом, как заблагорассудится, при этом четко осознавая, где вы отклонились от темпа, когда и зачем.

Музыка — не только математика, это ещё и чудо, творимое вашими руками, а метроном — ваш верный помощник и компас на просторах мелодий.

Удачи в освоении темпа!

7. Нотная грамота — это не сложно

Эта штука очень важна для понимания и чтения музыки, равно как и выученный вами в свое время алфавит, с помощью которого люди учатся читать, писать и говорить. Также и с нотами: сначала следует выучить нотную грамоту, чтобы читать музыку с листа или играть её, смотря на ноты.

На данный момент для гитаристов (особенно для начинающих) была придумана т.н. «табулатура» или «табы», которые в более простой и доступной форме позволяет определить, что и как следует играть. С этим методом непременно тоже следует ознакомиться и даже использовать его, дабы не отбить желание творить, т.к. она сильно может облегчить жизнь.

Ноты и табулатура являются неотъемлемой частью мира музыки, поскольку только они могут передать в графической форме все нюансы, эмоции, тем и многие другие многочисленные параметры композиции, причем без самого их проигрывания, а лишь при чтении.

Сегодня существует много возможностей найти и сыграть любимую музыку или песню. Например, программа Guitar Pro, которая и является самым лучшим на данный момент плеером и редактором нот и табулатур. Начинать учить нотную запись проще всего именно с нее, поскольку вы сразу можете увидеть, как записывается нота в классической 5 линеечной нотации и какая струна/лад соответствует ей на гитаре.

Кроме того, в программе можно прослушать ноты и применить к ним различные эффекты акцентов и другие нужные музыканту обозначения и приемы. Guitar Pro, как видно из названия, рассчитана в первую очередь на гитаристов, а значит, у нас есть инструмент, который нам поможет всегда и везде, но возможности её гораздо шире.

8. Настройка инструмента

Итак, мы приступили к практической части ваших первых занятий. Конечно, как мы и писали выше, не следует играть быстро, не следует привыкать к плохой постановке рук, не следует забивать на метроном, но… Как же все это может быть осуществлено без самого инструмента? Да конечно никак. Перед тем, как начать следовать всем вышеперечисленным 7 советам, перво-наперво следует правильно настроить инструмент. Именно от этого будет зависеть вся игра. А представляете, если гитара будет не настроенной?

Каким бы виртуозом вы не были и как бы хорошо не играли, на расстроенном инструменте получится какофония.

Для настройки гитары существует множество методов разной сложности, но начинающему гитаристу следует привить себе правильное звучание строя гитары, поэтому на первых порах можно использовать гитарные тюнеры любой ценовой категории. Далее рекомендуется купить себе камертон, который издает эталонную ноту, послушав которую своим ухом — вы сами настроите гитару руками (почти на слух).

Чтобы настроить гитару, вам потребуется знать её стандартный классический строй (от нижней самой тонкой к толстой шестой струне): ми/си/соль/ре/ля/ми, что соответствует буквенному обозначению аккордов E/B/G/D/A/E (на данный момент вместо H используется именно B, так что не путайте).

Примите во внимание, что кроме классического строя существует ещё великое множество видов и все они специфичны для того или иного стиля музыки/исполнения и инструмента.

Сейчас существует великое множество способов настроить гитару. Особенно автоматических посредством разнообразных девайсов. Не обманывайте себя. Ваша цель — развить слух. Делайте все вручную.

Рассказать друзьям