Промо

10 заповедей создания репетиционной комнаты

Советы от профессионалов по поводу создания «правильной» во всех смыслах комнаты для репетиций и записи
10 заповедей создания репетиционной комнаты

Мы (не без помощи сообщества Picko) продолжаем делиться ценной для музыкантов информацией. Ниже приведены советы от профессионалов по поводу создания «правильной» во всех смыслах комнаты для репетиций и записи. В комментариях пишите свои секреты и наблюдения. Погнали!

1. Расположение

Первое, с чем нужно определиться при создании комнаты для репетиций — это, конечно, то, где она будет располагаться. Вопрос на первый взгляд простой, но к нему нужно отнестись предельно внимательно. На начальном этапе создания комнаты для репетиций очень важно определиться, насколько громко ты планируешь шуметь (в частности, будет ли у тебя в комнате располагаться живая барабанная установка или нет) и, соответственно, насколько важен вопрос звукоизоляции. Например, превращение гаража в репетиционную точку путем его хорошей звукоизоляции оставит мало места для маневра внутри. Также нужно иметь в виду, что комнату в частном доме либо в квартире практически невозможно звукоизолировать на все 146%.

2. Свет

Дневной свет — это очень важный ингредиент не только для усвоения витамина D, но и для создания приятного для работы и отдыха места. Его отсутствие может буквально превратить любимую комнату в тюремную камеру. На первый взгляд, решение заставить окна звукоизолирующим материалом может показаться вполне разумным. Однако мы рекомендуем не вестись на это искушение. Сочетание одного неоткрывающегося однокамерного стеклопакета и листа акустического стекла (состоящего из двух листов стекла с вклеенным посередине более тонким листом) при правильной установке и герметизации прекрасно решит задачу звукоизоляции, а также всегда позволит тебе радоваться прекрасным пейзажем промзоны за окном.

3. Звукоизоляция дверей

В твоей комнате будет как минимум одна дверь (отличная новость, правда?), и над ней придется позаморачиваться отдельно, ведь, как в истории с окном, дверь является еще одним местом утечки звука вовне. Простое использование тяжеленной двери может решить проблему, однако не менее эффективным решением может стать возведение двух обычных дверей, или нанесение слоя звукоизоляционного материала SheetBlock (специальный виниловый материал, созданный для подавления звуковых волн) на одну обычную дверь. Убедитесь, что все двери запираются плотно — можно использовать обычные уплотнители для дверей, купив их в «Сделай сам», либо понтовые уплотнители, которые обойдутся в 5 раз дороже, но которые созданы специально для студий.

4. Вентиляция

Плотно заперев все окна и двери, герметично заделав все щели в стенах, возникает справедливый вопрос: а чем же теперь дышать? Не нужно быть Кэпом, чтобы понять, что вопрос вентиляции в репетиционной комнате является крайне важным — не только из-за риска впасть в бессознательное состояние от отсутствия кислорода, но и из-за необходимости проветривания оборудования, в котором может скапливаться губительная влага. Система вентиляции потребует от тебя установки как воздухозаборника (в комнату), так и вытяжки (из комнаты), размещенных по возможности в разных концах комнаты, причем один из них должен быть с вентилятором.

5. Акустический короб

Создав вентиляционную систему, ты останешься с двумя дырами в своих прекрасных звукоизолированных стенах. Эти дыры необходимо закрыть специальными акустическими коробами, в один из которых будет встроен вентилятор. Создай S-образный воздуховод внутри короба из МДФ (либо иного схожего по акустическим характеристикам материала), прогерметизируй его акустической пеной и приделай его к вентиляционным дырам, прикрыв их сеткой, дабы не создавать портала для всякой нечисти в своей комнате. И последнее: не размещай воздухозаборник в комнату на солнечной стороне, дабы не сойти с ума летом от адского пекла, сквозящего из вентиляционного отверстия.

6. Комната внутри комнаты

Самые ортодоксальные репетиционные комнаты и студии создаются по принципу «комната в комнате»: отдельная комната, построенная внутри помещения с минимальным между ними контактом. Если место позволяет — возведи еще одну стену из высокоплотных бетонных блоков вдоль внутренней стороны имеющейся стены, установленных на тонком слое неопрена (синтетического хлоропренового каучука) таким образом, чтобы блоки не лежали непосредственно на полу. Соедини их с внешними стенами с помощью акустических стендовых анкеров. После этого звукоизолируй родной потолок в комнате с помощью минеральной шерсти и пары слоев гипсокартона, приделанного к родной крыше виброизолирующей опорой. Звукоизолировал? Теперь звукоизолируй новый потолок еще раз таким же образом, только на этот раз закрепив последний потолок на вновь возведенных стенах. Вдоль внутренних стен установи вертикально деревянные брусья размером 5x5 см, разместив их снова на неопрене, после чего запихай между ними листы минеральной шерсти также толщиной 5 см. К брусьям приделай в два слоя гипсокартон через виброизолирующую опору. И наконец (да-да, конец близок!), все стыки, трещины и дыры на вновь отстроенной комнате должны быть залиты акриловым герметиком — это поможет значительно усилить ее звукоизоляцию.

7. Питание

Многие эстеты полагают, что электропровода для розеток и освещения должны располагаться за гипсокартоном. Однако, если ты врежешь в гипсокартоновые листы розетки, то это сведет к нулю все твои старания со звукоизоляцией. Вместо этого рекомендуется использовать короба или желобы для проводки поверх стен, либо придумайте специальное место для розеток, освещения, а также коммутации для инструментов, используя все те же деревянные брусья и гипсокартон.

8. Плавающий пол

По сути, это то же самое, что мы делали со стенами: отделение двух поверхностей друг от друга для избегания передачи вибрации между ними. Для того, чтобы пол «поплыл», рекомендуется положить на него деревянные брусья, расположенные на резиновых подставках U-Boat на одинаковом расстоянии друг от друга. Положив поверх брусьев полоски все того же неопрена, прикрути сверху к получившейся конструкции пол из фибролита. Есть другое, более простое и чиповое решение данной задачи — использование материала PlatFoam для отрыва отдельных источников звука от пола. PlatFoam — это длинные доски размером 7,6x5 см из высокоплотной пены. Размещать их нужно на полу на расстоянии нескольких дюймов (1 дюйм = 2,54 см) друг от друга, поверх них нужно постелить слой фанеры для создания плавающего пола.

9. Акустическая отстройка комнаты

Поиграв на чем-либо в получившейся на данном этапе комнате, ты обнаружишь, что отражающие свойства гипсокартона делают ее безумно шумной. Но ничего, это поправимо. Простое покрытие поверхности комнаты ковролином и размещение в ней мягкой мебели может значительно снизить уровень шума. Но для точной отстройки комнаты необходимо руководствоваться двумя принципами: поглощение и рассеивание звука. Рассеиватели отражают и направляют звуковые волны в разных направлениях, расщепляя их, в то время как поглотители «впитывают» в себя нежелательные частоты. Сейчас самое время похоронить древний миф про коробки из-под яиц: хоть их форма и напоминает рассеиватель звука, материал коробок плохо отражает волны для рассеивания, а их поглощающие свойства крайне низки. Поэтому здесь нужен серьезный подход. Мы рекомендуем использовать листы ДСП размером 61x122 см и поверх них прилепить поглощающие панели, собранные из 2,5 сантиметрового слоя минеральной шерсти того же размера, что и ДСП, и сверху плотно пришить скобами покрывало. Такая конструкция и выглядит лучше, и, что не менее важно, очень хорошо себя проявляет в случае, если ей обшить противоположные стены. Если ты предпочитаешь использовать готовые решения, то мы рекомендуем использовать материал Aurelex, ProFoam или подобные им. Фирмы, которые их выпускают, производят довольно обширный ассортимент материалов для студий, и даже производят блоки разных размеров, чтобы они идеально подошли для каждой конкретной комнаты. Все эти фишечки отразятся в цене, но результат не огорчит ни внешне, ни по акустическим свойствам.

10. Комната для студии

Если в этой же комнате ты планируешь не только репетировать, но также и записываться, следующим вопросом должен быть «отводить ли отдельную комнату под рубку звукорежиссера, или совместить ее с основной комнатой?». Казалось бы, довольно очевидно то, что студия звукозаписи должна состоять из, как минимум, двух комнат, в одной из которых записываются, в другой — слушают, что записали. Но многим довольно удобно оба дела вести в одной комнате (особенно если они ведутся одним человеком). Еще одним компромиссным вариантом может стать установка дополнительного монитора в комнате записи и с помощью беспроводных мышки и клавиатуры управлять своей записью из одной комнаты.

На этом все! Надеемся, что данные советы помогут тебе стать на шаг ближе к созданию своей собственной комнаты для репетиций и записи!

Рассказать друзьям