Если вас не торопятся замечать крупные лейблы и промоутеры, радио и издания игнорируют все попытки с ними связаться, а люди отлично проводят время на ваших концертах — как расширить сферу своего влияния?

Мы живем в иллюзии того, что интернет делает 80% работы. Конечно, грамотное продвижение онлайн приносит свои плоды, но никогда ничего не заменит живого общения и концертов. Поэтому если вы засиделись в своем городе, и знаете, в какой момент у вас появится свободное время и какое-то количество денег, почему бы самостоятельно не спланировать тур?

Найдите человека, готового помочь и сыграть роль тур-менеджера

Даже если вы сами занимаетесь делами группы, здесь уж точно будет необходима помощь. Потому что организация тура — логистически сложный механизм, и в то время как вам нужно будет сосредоточиться на музыке, выступлении, вам придется решать задачи, которые отнимут очень много сил. Есть ли среди вашего окружения кто-то, кто на ура справляется с планированием и быстро решает организационные вопросы? Вспомните всех, кто подходит под это описание и предложите хорошо повеселиться.

Планируйте тур за полгода

Большинство более-менее приличных клубов имеют расписание на несколько месяцев вперед. То же самое касается и фестивалей. Где вы хотите появиться? Проехать по России или устроить тур в Испании или Германии? Кстати, не нужно думать, что заграничный тур — это что-то сверхъестественное. При грамотном планировании все, что вам понадобится — это самостоятельно сделанные визы, билеты туда и обратно. А при грамотном промоушне — за дорогу между городами будут платить уже промоутеры, а не вы.

Составьте список мест, в которых вы хотите выступить

Вспомните города, в которых вам хотелось бы побывать. Сделайте исследование на тему площадок и фестивалей, которые есть в этих местах. Вспомните все сообщения на стене в ВК, которые вы получали от поклонников из других городов — кто вам писал? Необходимо написать им личные сообщения, мол, помнится, вы писали, что хотите, чтобы мы приехали в ваш город. Какие места они посоветуют для выступлений? С кем они посоветуют связаться?

Также стоит поинтересоваться у коллег-музыкантов об их впечатлениях от разных городов — где что любят, как реагировали на их концерты, каково положение дел на площадках, на которых им приходилось появляться.

Список городов и клубов должен сильно превышать ваши возможности и временные рамки. Должен быть очень большой запас — откуда-то вы получите отказ, кто-то просто не ответит, и т.д. Также запаситесь картой — путешествуете ли вы на минивэне или поезде, нужно четко понимать, что за чем следует и сколько времени занимает.

Время и бюджет: от чего отталкиваться?

Лучшее время для любого тура — конец весны или лето. Поэтому еще осенью вам и вашим товарищам стоит озаботиться вопросом — осилите ли вы, например, трехнедельный тур в определенное время. Если все работают — возможно ли будет взять отпуск?

Отталкивайтесь от того количества денег, которым вы будете располагать. Например, у вас будет возможность сделать визу/купить билеты до первого города тура, обратно и оплатить несколько передвижений на поезде между тремя или четырьмя городами. Также вы должны быть в состоянии самостоятельно найти себе место для ночевки (что во времена соцсетей и каучсерфинга не так уж и сложно). После того, как вы четко поймете, что именно вы можете оплатить самостоятельно, стоит начинать искать промоутеров.

Поиск концертных промоутеров

Итак, вы определились с теми местами, где вам хотелось бы сыграть. Время искать пути связаться с людьми, отвечающими за события в этих местах. Типов таких людей два: непосредственно промоутеры и местные музыканты.

Если у вас есть друзья-музыканты из других городов, начинать нужно именно с них. Задавайте вопросы — как они думают, прокатит ли на местности ваша музыка, сколько людей потенциально можно собрать, с кем нужно связаться, готовы ли они помочь с организацией концерта?

Письма арт-директорам необходимо начинать со слов «Мы играем в городе А, который находится не так далеко от города Б, в котором вы находитесь, и нам было бы интересно выступить в вашем клубе. Возможно ли это? Мы готовы приложить усилия к промо, на каких условиях мы могли бы у вас сыграть?».

В большинстве случаев, если ваша группа совсем неизвестна, все, что вам могут предложить промоутеры, — это гонорар со входа. Готовы ли вы потратить время на промо в этом конкретном городе, отобьются ли затраты на дорогу? Решать вам. Если вы уверены, что в городе есть тот, кто поможет вам с рекламой, сможет распечатать афиши и хорошо продвинуть встречу в соцсетях, то можно смело соглашаться.

Промо

Этим вообще лучше заниматься еще на стадии раннего планирования и поиска мест для выступлений. Еще до того, как вы затеваете тур и начинаете медленно сращивать все возможности воедино, лучше иметь понимание того, где вас примут, а где нет.

Попробуйте с помощью соцсетей выяснить, в какие клубы, на какую музыку ходят люди, сколько этих людей, сколько они платят за вход и т.д. Предложите админам местных пабликов сделать исследование совместно с вами. Напишите: «Привет, такой-то такой-то! Мы подумываем выступить в вашем городе, но пока совершенно не понимаем, придемся ли мы кстати перед лицом местной публики. Хотелось бы понимать, в связи с чем просим выложить небольшой текст про нас и музыку — вот они здесь прикреплены».

То же самое стоит проделать с местными изданиями и их страницами в соцсетях.

Если вы собираетесь выступить в компании еще нескольких групп, обязательно просите добавить вас в админы встречи и самостоятельно постите ваши актуальные новости, видео и фото.

Когда все готово, есть предварительные договоренности с некоторым количеством клубов, обязательно прописывайте все условия вашего сотрудничества с промоутером. Множество промоутеров не то чтобы недобросовестны, а просто банально ленивы. И если вы разделили обязанности по рекламе конкретного мероприятия, то необходимо ежедневно проверять факт их выполнения. Ничего плохого в постоянном напоминании нет. Именно для этого, как мы писали еще в начале статьи, вам понадобится помощник. Сделайте таблицу в Word с пунктами: город, клуб, ответственный промоутер и его контакты, ночлег, список ресурсов, который публикует информацию по концерту. Таблица поможет держать все под контролем. Также необходимо, чтобы расписанием занимался только один человек из группы + сторонний помощник. Если за дела возьмется вся группа — хаоса не миновать.

Какой бы ни была сложной самостоятельная организация тура, всегда помните, что, скорее всего, путешествие принесет вам массу впечатлений и огромное количество опыта! Поэтому не бойтесь браться за столь амбициозное дело. В следующем материале, посвященном турам, мы опубликуем впечатления нескольких российских музыкантов, которые расскажут о собственном опыте в организации поездок, трудностях и крутых историях, произошедших с ними в разных городах земного шара.