На музыкальный клип можно потратить и миллион, и два миллиона долларов — до бесконечности, в зависимости от того, сколько денег готовы отпечатать на кинопленке продюсеры. Но если ты не Канье Уэст или Леди Гага, то бюджеты твои, скорее всего, скромны. Отчаиваться не стоит, в наше время существует множество способов снять клип за символические деньги.

Главное, что вам нужно иметь — много знакомых из разных сфер и изобретательность. Второе — просто необходимо. Например, вспомните фильм «Чужой»: у Ридли Скотта по тем временам не было огромного бюджета, и то и дело приходилось использовать подручные средства для создания спецэффектов. Например, для сцены вскрытия Чужого кто-то из команды сбегал вечером на сворачивающийся рыбный рынок и притащил оттуда ворох остатков морепродуктов. Шевеление внутри яиц Чужого — это пальцы режиссера в резиновых перчатках, а свечение вокруг них — оказывается, группа The Who репетировала неподалеку свое шоу, пробуя свет.

Как же правильно подготовиться и сделать хорошее видео?

1. Идея

Что именно вы хотите снять? Романтическую историю, трэш-триллер, абстракцию, поэтичные пейзажи или комедию? Или вы пока совсем не знаете, но точно уверены, что вам как можно скорее необходимо видео. Во втором случае — если в вашем городе есть кино, театральный или телевизионный институт, то необходимо найти знакомых среди учащихся там. С помощью сообществ в соцсетях или через других знакомых.

Самостоятельно или же с помощью специально обученных людей обговорите все возможные идеи. Сложная постановка, большое количество мест для съемок (торговые центры, клубы, кинотеатры и т.д.) и даже минимальные спецэффекты — все это трудноподъемные вещи для небольшого бюджета.

Снимать мелодраматические истории с началом, развитием и концом довольно тяжело с точки зрения режиссуры. Какими бы ваши друзья ни были симпатичными, но на роль взаимодействующих друг с другом людей лучше все-таки брать актеров (а если среди ваших знакомых таких нет, то придется платить деньги).

Еще на стадии разработки идеи и написания сценария, старайтесь думать о том, что сколько будет стоить. Самые незатратные по деньгам съемки — это «дневники», блуждания по собственному городу, излюбленные инди-рокерами красивые девушки в лесу или поле и т.д. В данном случае, если вы думаете о пространном поэтичном видео, то обсуждать его стоит с оператором или классным фотографом, который умеет делать видео, и вкусу которого вы доверяете.

Если у вас или вашего близкого друга хорошо обстоят дела с, назовем это, рукоделием, то можно сделать крутые DIY-спецэффекты. Вспомните фильмы Мишеля Гондри — у художников, работающих с ним, явно все в порядке с фантазией. Своими руками можно сделать массу крутых вещей, которые будут великолепно смотреться в видео. Любые декорации, безумные костюмы и прочее можно сделать самостоятельно при наличии хорошей идеи, места и материалов. Даже из городского мусора можно собрать уникальный антураж — главное, понимать, как это использовать.

Стоп-моушн и коллажные видео можно сделать совершенно бесплатно, единственное — это очень кропотливая работа, на которую уйдет уйма времени.

2. Команда

Если режиссера и оператора вы нашли в одном лице, то для съемки понадобятся еще, по крайней мере, два человека: исполнительный продюсер и помощник. Исполнительного продюсера лучше выбрать из особо сообразительных и имеющих талант организатора друзей. Даже если вы сами сочетаете в себе эти качества, поверьте, разорваться и сделать всё разом (и особенно, сняться в клипе) у вас, скорее всего, не получится. Должен быть человек, который вместе с вами составит подробный план всего, что должно быть связано со съемками. Он должен принимать активное участие во всем, что прописано в последующих пунктах. Также можно взять кого-то еще про запас, помощника, которого можно во время съемки сгонять за севшими батарейками или сэндвичами. По ходу любых съемок появляется множество непредвиденных мелких проблем, которые можно скидывать на отдельного человека.

3. Бюджет

При условии наличия людей, готовых вам помочь бесплатно, основные две вещи, на которые вам могут понадобиться деньги — это камера и свет. Две другие важные вещи — передвижения, реквизит и еда.

Если у вас есть друг с классной камерой и большой коллекцией линз для нее, а видео вы собираетесь снимать полностью в парке аттракционов в солнечный день — то первый пункт отпадает — ни свет, ни камера вам не понадобятся. Но если у друга нет подходящей камеры, а съемки планируются в баре, на стадионе и в ночном подъезде, то на помощь вам придут ренталы. Заходить в гугл и искать аренду оборудования не нужно. Обратитесь к знакомым с телевидения или университетов, о которых мы говорили — у всех них должны быть связи с местными ренталами и скидки.

Когда вы будете расписывать по сценам ваш клип (раскадровки и постановочный план — об этом немного позже), необходимо записать все предметы, которые вам понадобятся. Сделайте отдельный список с реквизитом, разделите его на две части: 1) что можно найти у себя, собрать по друзьям и 2) что придется докупить. Не спешите покупать в магазинах — практически всё можно найти на Avito или других онлайн-сервисах с объявлениями по цене, вдвое меньшей, чем в магазине.

Теперь немного о перемещениях. Например, в ваших планах съемки в поле, в баре, в квартире и на детской площадке. Также вы берете в аренду громоздкий свет. Отлично, если есть приятель с машиной, который с удовольствием будет носиться с вами по городу несколько дней. Но если его нет, лучше всего взять такси и заранее просчитать, сколько перемещений вы собираетесь совершить по ходу съемок.

Если вы не платите никаких гонораров вашим друзьям, то неплохим жестом было бы обеспечить плюшки для всех участников события — бутерброды, вода, чай и т.д. Это самая маленькая, но довольно важная часть бюджета.

4. Поиск локаций

Начинать его нужно вместе с вашим оператором. Мы живем в довольно странном пространстве, и если ты хочешь, чтобы то место, в котором ты пытаешься создать какую-то магию, выглядело убедительно, нужно хорошо постараться и тщательно подготовиться. Где можно снимать, ни с кем ни о чем не договариваясь и где нужно проявить изворотливость и навыки ведения переговоров? Возможность аренды помещений или пространств для съемок мы не учитываем.

В свободном доступе:

Поля, леса, ваша или ваших знакомых дача, улицы города, квартиры. Также в некоторых местах можно снимать по-партизански по принципу «быстро снимай и беги» - но это уже зависит от вашей наглости и умения быстро сворачивать лавочку. Например, в автобусах или любом другом частном транспорте снимать не разрешается, но никто особо за этим не следит.

Где понадобится предварительное разрешение:

Около некоторых городских особняков, даже если они не огорожены забором, снимать без разрешения может быть запрещено. То же самое и с парками (лесопарками и с аттракционами), пляжами и т.д. Когда вы уже развернетесь и начнете съемку, около вас запросто могут нарисоваться непонятно откуда взявшиеся охранники и потребовать разрешения на съемку. Чтобы избежать подобных сюрпризов, нужно заранее найти телефон и адрес администрации этих мест, связаться с ними, предупредить о съемке и получить письменное разрешение. На подобные процедуры может уйти неделя, поэтому озаботиться лучше сильно заранее.

Кафе и клубы. Великолепно, если ваш хороший друг является владельцем заведения, и может выделить вам время для съемок (но, скорее всего, это будет ночью в будний день, когда клиентов нет). В остальных случаях снимать, скорее всего, придется с натуральным светом и не тревожа посетителей (то есть, камерные сцены). Если же вам нужно снять сцену концерта с массовкой, лучше всего проситься в самые неудачливые бары города, в которые никто не ходит и которым вы можете пообещать хорошее промо и благодарность в конце клипа. Также некоторые репетиционные базы имеют отдельные комнаты, похожие на небольшие концертные залы. Там вам придется заплатить за обычную аренду репетиционных часов. Для того, чтобы создать видимость веселого концерта с большим количеством публики, совершенно необязательно звать сто человек. Хорошему оператору это удастся сделать с помощью света и 15 человек массовки.

Какие места для съемок ни пришли бы вам в голову (кроме общедоступных), всегда проверяйте их сайты. При переговорах обязательно прикидывайтесь студентами кино или телеуниверситетов и говорите, что снимаете учебную работу — музыкальный клип. Большинство людей из администрации этих мест всегда идет на встречу студентам, особенно, если те вежливы и обходительны. Получить же справку из ВУЗа можно также через друзей или сделав ее в фотошопе (конечно, если вы не замахиваетесь на съемки в музее или на каком-либо режимном объекте).

5. Раскадровки и постановочный план.

Раскадровки — главный помощник вашего оператора, а постановочный план — для вашего продюсера.

С оператором необходимо обсудить и прорисовать каждый кадр вашего клипа. Крупность, ракурс и т.д. Даже если вся ваша команда в последний раз рисовала на партах в пятом классе, все равно каждый может схематично изобразить людей или местность и подписать, что происходит.

Постановочный план должен выглядеть примерно так:

Постановочный план

Календарно-постановочный план помогает разрешить вопросы с передвижением между объектами и минимизировать лишние проблемы. Разумеется, как всегда, не все будет идти четко по плану, но все равно он поможет избежать беспорядка.

Теперь, когда вы полностью подготовлены, реквизит закуплен, задачи каждого обозначены и усвоены, можно начинать съемку. В заключение еще раз скажем: при небольшом бюджете или его отсутствии самое ценное в видео — это идея, концепция. Вспомните, иногда сложно оторваться от клипа, снятого одним кадром, где в пустом помещении человек сидит за фортепиано (на который потратили ровно 0 денег), а иногда хочется нажать стоп и навсегда закрыть страницу с клипом, где каждые две секунды мелькает новое шикарное место, люди с классными прическами и супер мэйкапом, и приправлено это все дорогостоящими спецэффектами. Ищите идею, смело отбрасывайте то, в чем сомневаетесь, и работайте с теми, кому доверяете.