Можете нервно хихикать, увидев слово «бюджет» и соотнеся его с делами своего коллектива. Однако как бы катастрофически мало вы не зарабатывали на концертах, это уже бизнес. Существует много статей на тему того, как в сегодняшней действительности зарабатывать деньги музыкой. Но если у вас нет понимания того, что такое бюджет и как с ним управляться, маленькие суммы вы наверняка вообще не привыкли считать деньгами. А это в корне неправильно.

Как складывается финансовая жизнь рядового независимого музыканта? Вы работаете в офисе, репетируя по вечерам и играя несколько концертов в месяц. С зарплаты вы пару раз хорошенько кутите, и в последнюю неделю перед зарплатой едите доширак и наскребаете на репетицию. Конечно, так происходит далеко не со всеми, но именно такой является общая картина. Как управляться с личными финансами лучше решать вам самим, а как быть умнее в обращении с деньгами, заработанными музыкой, мы попробуем разобраться в следующих пяти пунктах:

1. Осознайте, что ваша группа — это бизнес

Сорок лет назад под присмотром строгих и заботливых менеджеров можно было быть отмороженной группой наркоманов, думающих только об искусстве и о том, как бы хорошенько убиться, можно было быть страдалицей соул-певицей, пьющей джин и поющей о ревности. И не думать о деньгах. Теперь, когда индустрия медленно растворяется, каждый независимый музыкант должен отчетливо понимать, что он сам ответственен за бизнес-часть своих дел.

Если вы действительно просто веселитесь, и не хотите двигаться на большую сцену, то можно делить деньги после каждого концерта и весело пропивать их (обычно часть одного — как раз на несколько напитков). А можно поступить умнее — один из группы будет хранителем бюджета. Сделайте конверт или сейф, куда будете складывать гонорары. Если есть возможность, можно даже создать банковский счет, который пригодится и в дальнейшем.

2. Копите!

На самом деле, нет ничего легче, чем не тратить деньги с концертов. Может случиться так, что вы получаете всего 2000 рублей с концерта на всю группу. А в группе, например, 5 человек. Подумайте, зачем каждому из вас именно сейчас 400 рублей? Ради 400 рублей ли вы играли это шоу? Вряд ли. Пусть эта мелочь отправляется в ваш общий банк. В каком бы финансовом ауте вы не находились, возьмите за правило не тратить деньги группы. Когда вы решаете копить свои деньги, очень легко нарушить обещание, совершить импульсивную покупку и т.д. Если же вы договорились со всеми остальными участниками группы, то держать обещание гораздо легче — ни один из вас не осмелится заявить другим мол «Упс, простите, ребята, я потратил свою часть» — держите в голове, что нет вашей части, а есть общий бюджет группы.

Мало-помалу сумма копится. И если через несколько месяцев вы захотите записать сингл или подготовить тур (в котором понадобятся деньги на бензин и в некоторых случаях хостелы) участникам вашей группы не нужно будет из лезть из кожи вон, чтобы быстро заработать денег — скорее всего, накопленной суммы будет достаточно, или же она сыграет значительную роль в тратах.

3. Делайте таблицы

Многие музыканты (да и вообще, большинство людей) ненавидят разного рода таблицы. Однако именно эти дьявольские изобретения как нельзя лучше помогают понять, что происходит с вашим бюджетом. Мадонна, как хорошо работающая гигантская корпорация, имеет постоянный доход, большие накопления, и может не следить за тем, что происходит. Независимый музыкант же не может предугадать, что произойдет с его финансами даже на следующей неделе. В один месяц вы можете сыграть два концерта во вшивых клубах, а в другой вас пригласят на частную вечеринку, а также купят трек для рекламы или кино. Попробуйте создать таблицу, в которой будут указаны времена года, месяцы, места, в которых вы играете — любое количество пунктов, которые относятся к тому, что вы получаете деньги. Спустя несколько месяцев, даже не обладая особо сильным аналитическим умом, вы сможете предугадывать, как и что работает, и что более благоприятно для вас. И если вы планируете что-то действительно требующее больших трат, вроде записи полноценного альбома, то таблица поможет понять, как вам лучше именно сейчас заработать денег с помощью вашей музыки.

4. Создавайте оплачиваемые события сами

Можно просто принимать то, что вам дают, а можно провоцировать заработки самим. Каждый бизнесмен начинал с малого, иногда с самых смехотворных вещей. Не нужно задирать нос с мыслью о том, что вы, в первую очередь, художник. Каждый великий художник всегда убивается по поводу того, как выжить. Можно не убиваться, а делать все довольно изящно. Если вам противна идея выступлений на корпоративах, не нужно лезть в эту сферу. Но сейчас, например, множество брендов поддерживает независимых музыкантов. Следите за теми, кто эстетически вам приятен — у каждого большого бренда проходят вечеринки, презентации и т.д. Множется скейт-брендов всегда находятся в поиске молодых музыкантов для видео и контестов. Не забывается об ивент-агентствах, которые занимаются организацией мероприятий, и всегда также ищут музыкантов, диджеев и т.д. Будьте начеку — возможностей заработать, оставаясь абсолютно верными себе, гораздо больше, чем вам кажется.

5. Наконец, составляйте бюджет

Сколько стоит записать альбом? «Нуууу… в той студии, в которой мы хотим… примерно… 1500 долларов…». Ответ неправильный. Если у вас на носу затратное мероприятие, обязательно распишите бюджет. Например, российские кинопродюсеры в прошедшие 15 лет только и думали о том, как бы СДЕЛАТЬ фильм, не думая о том, что его нужно будет продвигать, чтобы он принес какие-то плоды. Записать альбом — это только часть большого события. Заранее подумайте, что, скорее всего, вам придется увеличить количество репетиций при подготовке к записи. Во сколько это обойдется? Сколько дней вы проведете на студии? Сколько будут стоить сведение и мастеринг? Собираетесь ли вы платить за дизайн обложки? Сколько стоит аренда фотостудии для проведения промо-фотосета? Сколько вы готовы вложить в продвижение вашего альбома в соцсетях? Составьте таблицу и впишите в нее все возможные затраты — лучше знать, как все выглядит заранее, чем на полпути споткнуться о неподъемную цифру. То же самое и с самостоятельным туром — пропишите каждый пункт, еду, количество километров и бензин, хостелы и аренду оборудования в некоторых городах.

Прекрасно, если у вас есть менеджер, который берет на себя ответственность за финансовые дела группы. Но если таковой отсутствует, то это не самое сложное обязательство, которое вы можете взять на себя. Лишь один раз продравшись сквозь собственное неприятие этих вещей и привыкнув к ним, вы поймете, насколько полезный навык приобрели и как он может помочь всей группе и ее будущему.