Данная инструкция разработана редакцией портала Звуки.ру совместно с юристами и правообладателями, оригинал статьи находится здесь.

Что лучше: получать деньги за свои концерты или не получать? Для каждого артиста и автора ответ очевиден: деньги нужны. И они реально заработаны. На ваш концерт пришли люди, вы для них играли, ваши музыка и песни им очень понравились.

Но Российское Авторское Общество считает, что у вас не хватает мозгов, чтобы самим решать, как получать своё вознаграждение и как им распоряжаться. И что ваши слушатели — это не показатель. Сколько вам надо денег, РАО знает лучше вас.

Илье Резнику, автору сотен песен, РАО заплатило буквально копейки. Вместо миллионов. Сколько заплатят вам? Ноль! В лучшем случае — около ноля. Между тем, само РАО заработало 4,4-4,6 миллиардов (!!!) рублей только за один 2013 год! Ожидалось поступление еще около 5 миллиардов в 2014 году, но РАО собрало снова 4,6 миллиардов, сообщив, что рост поступлений составил 5%.

Когда кто-то берётся защищать ваши права без вашего согласия и с вас же взимает за это оплату, это обычно называют рэкетом. Но сложилось так, что подобный рэкет привычен для российских музыкантов. РАО собирает деньги со всех концертных площадок страны, от стадионов до кафе. И все эти деньги должны быть распределены вам за ваше творчество, однако распределением РАО занимается с куда меньшим рвением. Себе оно оставляет значительный процент и всё, что оказывается невостребованным.

Если вы — независимый музыкант и ваши песни где-то звучали, знайте: РАО уже получило за вас деньги. Но у вас есть возможность получать эти деньги с площадок напрямую!

Это статья-инструкция для всех музыкантов, авторов песен и их друзей.

Мы хотим, чтобы вы узнали, как избавиться от РАО и начать жить. В статье содержатся шаги и документы, которые помогут вам начать зарабатывать на своей музыке самостоятельно.

Действуйте, но с умом и с расчетливостью.

Копейки и миллиарды

Если спросить обычного музыканта «Сколько тебе приносит РАО?» — он отмахнется и скажет «не знаю, наверное, мало». Но на деле оказывается, что речь идет о сверхдоходах. Только это доходы не музыкантов. Например, в 2013 году РАО собрало 4,4 млрд. рублей, а реальные выплаты правообладателям составили 3,2 млрд. рублей. Сухой остаток — 1,2 млрд. рублей. Бизнес с такой маржинальностью ещё надо поискать! Разве после этого кого-то удивит новость о том, что гендиректор РАО купил себе замок в Шотландии и гигантскую яхту?

Вы скажете: но ведь выплаты зависят от популярности артиста или песни. Роялти должны получать только самые «крутые и знаменитые»! Сюрприз — звезды тоже очень часто выражают серьёзное недовольство объёмами денег, поступающих от РАО и РСП! На сайте РАО есть список авторов, исключивших свои произведения из управления авторского общества. Помимо Резника, в этом списке — Раймонд Паулс, Максим Фадеев, Стас Намин, Алексей Рыбников. Все они изъяли все права на свои произведения из коллективного управления РАО. «Если бы вы знали, какое нищенское пособие выплачивает мне РАО!, — рассказывает композитор Максим Фадеев. — Мои песни попадают в мировые чарты, звучат в Америке, в Европе, в Азии... На Западе только одна моя песня «Ми-ми-ми» группы Серебро за месяц принесла мне больший доход, чем все, что мне выплатило РАО за 30 лет (!) творческой работы за весь мой каталог. А это более 400 песен! Я был в шоке!»

Возможно ли простому музыканту, если он автор-исполнитель собственных песен и сам договаривается о проведении своих выступлений, обойтись без участия ОКУПов в его судьбе? — Да, возможно! И это даже несложно осуществить на практике. Главное, что необходимо понять всем артистам и авторам: результат их труда — имущество, и что они сами несут бремя его содержания. В противном случае это будут делать те, кого об этом не просили.

Берём командование в свои руки: опыт

В интервью Звукам продюсер Андрей Лукинов (продюсерский центр И. Матвиенко) рассказывал...

Читать далее