Спросите у сотни разных музыкантов о том, как писать песни, и получите сто разных ответов. Процесс написания песен может быть вдохновляющим, опустошающим, тяжелым, легким, интуитивным, научным — описывать его можно множеством абсолютно разных слов.

Продюсеры с калифорнийской студии Hybrid Studios работают с совершенно разными типами исполнителей: от молодых инди-рокеров до икон R’n’B сцены. Во время сессий обсуждается процесс написания песен, проблемы, связанные с ним: ступор, отсутствие вдохновения, нехватка навыков и т.д. Многие артисты сталкиваются с этими вещами, и именно в это время они нуждаются в стратегическом решении проблем. Студия делится своими соображениями по поводу стратегий после общения с сотнями разных артистов.

Устанавливайте достижимые цели

Конечно, никто из вас не робот, и невозможно ежедневно клепать по песне, жертвуя их качеством, и нельзя загадать, получится ли хит из какой-либо попытки или нет. Однако в момент подъема и вдохновения проследите, сколько материала у вас получается, запомните свой настрой и разделите результат на два. Именно такое количество материала нужно делать, не ожидая вдохновения. Пишите то, что пишется. Выжимайте из себя все возможное — в голове всегда что-то есть. В момент упадка просто не нужно давать себе волю из раздела «пойти полежать» — лучше написать несколько строк или мелодию. Даже если вам потом противно это переслушивать, таким образом вы тренируете привычку находиться в творческом процессе.

Соревнуйтесь с собой на скорость

Множество великих песен в истории музыки было написано очень быстро. Вполне возможно, в моменты особого воодушевления вы тоже написали какие-то из своих песен за несколько минут. А как сделать так, чтобы такие ситуации случались чаще? Несколько раз в неделю полчаса на скоростное написание песен. Засекайте таймер на пять минут и придумывайте прогрессии аккордов и вокальные мелодии, при звонке таймера переключайтесь на новые. В итоге через полчаса у вас будет 6 разных черновиков, над которыми можно будет работать. Если вы делаете это три-четыре раза в неделю, то у вас будет около 20 разных отрывков в месяц, и даже если большую часть из них вам захочется забыть, то единицы все равно должны получаться довольно интересными.

Ограничивайте себя в ресурсах

Да, когда у вас под рукой MIDI-клавиатура, всегда есть соблазн попробовать все на свете и утонуть в разнообразии новых звуков. Включите обычный режим фортепиано и возьмите всего два или три аккорда, которые вы слышали миллион раз. Или то же самое с гитарой. Играйте их до тех пор, пока не станет тошно, напевая под них разные вокальные мелодии. Вспомните, сколько хороших хитов написаны на базе одних и тех же аккордов, и которые звучат совершенно по-разному. Это отличное упражнение, своеобразная растяжка для фантазии.

Меняйте строй или темп

Крутясь вокруг одного и того же отрывка, перед тем как думать о его аранжировке и других иструментах, попробуйте поменять темп или строй. Чаще всего это задает совершенно новый вектор для песни. Иногда даже можно песню, написанную в миноре, сыграть в мажоре, и наоборот.

Пишите на разных инструментах

Мы настолько привыкаем с собственному инструменту, что он создает некий «коридор» для сознания. Это, конечно, хорошо (см. предыдущий пункт), но иногда, для того чтобы написать песню и посмотреть на нее под другим углом, нужно просто взяться за другой инструмент. Если вы никогда в жизни не играли на клавишах, найдите у кого-нибудь или купите недорогой синтезатор и практикуйтесь на нем. Не нужно быть виртуозом, чтобы освоить самые обычные аккорды, если вы знаете, что A — значит Ля, E — значит Ми и т.д.

Используйте все возможности синтезатора

У каждого, даже самого простого синтезатора есть такой набор звуков, который едва ли хоть когда-нибудь кому-нибудь был нужен. Можно бесцельно резвиться с этими звуками сколько угодно, но иногда их можно использовать осознанно. Вы не можете придумать гитарное соло? Включите режим флейты или скрипки, попробуйте придумать мелодию. Слыша отличные от привычных звуки, мозг автоматически начинает думать иначе. Переложив получившуюся мелодию на гитару, вы очень сильно удивитесь (особенно, если соло круто подошло).

Меняйте строй внутри песни

Этот трюк подходит далеко не всем песням, но если у вас есть эйфоричный припев, который хочется повторить в конце три или четыре раза, попробуйте поменять строй, а затем вернуться обратно. Некоторым песням это добавляет особого шарма.

Слушайте новую музыку

Мы не устаем повторять, не запирайтесь в собственном стиле в прослушивании музыки. Есть два пути придумать что-то новое: ничего никогда не слышав, либо услышав очень и очень много. А поскольку в современном мире ничего никогда не слышать практически невозможно, то назад пути уже нет. Даже если у вас нет желания слушать что-то новое, заставляйте себя это делать — слушайте все, от фри-джаза и нойза до самой противной попсы. С последней дела обстоят очень интересно — старайтесь искать интересные повороты в этой музыке, и те песни, которые вам нравятся, пробуйте переигрывать по-своему, результат вас может очень удивить.

Делайте перестановку

Даже в репетиционной комнате. Спросите администратора, возможно ли поменять усилители местами, и сделайте это. Даже перестановка положения людей в комнате немного влияет на процесс. Если же ваша собственная комната, где вы уже долгое время привыкли репетировать в одиночку в одном и том же положении, нуждается в изменениях. Если у вас никогда не было держателя для гитары, и она стоит в углу в чехле, приобретите его. Смените освещение, переставьте книжный стеллаж в другое место. Делайте это раз в несколько месяцев, чтобы место, на котором вы будете играть и придумывать, постоянно менялось. Оно должно привлекать вас, заставлять торопиться домой, чтобы поскорее сесть и записать новые идеи.

Переслушивайте свои труды с очищенным сознанием

Следуя советам 1 и 2, не бросайтесь переслушивать придуманное в тот же вечер или даже на следующий день. Пусть пройдет несколько дней, вы придумаете еще новые отрывки, вы послушаете несколько старых и новых альбомов — и лишь затем вы сможете взглянуть на собственные творения недельной давности с чистым сознанием и оценить их трезво.