Каждому, кто брался за написание песен, знакомо это чувство: вы придумываете вокальную мелодию, прогрессию аккордов, все очень здорово и вдохновляюще, а на следующий день придуманное кажется совсем неинтересным. Вы беретесь за эту песню еще несколько раз, беситесь и бросаете ее в канаву черновиков, забыв о ней навеки. Иногда очень трудно удержать эту искру вдохновения и раздуть из нее пламя. В другом случае — кажется, что вы закончили песню, но переслушиваете ее или даете послушать другу, и оказывается, что она очень далека от идеала. И ее постигает та же судьба — вы забываете о ней. Наверняка у всех есть опыт написания песен за одну репетицию, и зачастую они действительно хороши. Но постоянно такое происходить не может, и нужно учиться доводить долгую работу до конца. Вот пять причин, из-за которых вы, возможно, не заканчиваете свои песни, и способы решения этой проблемы.

Вы слишком часто начинаете новые песни

Очень здорово быть плодовитым в творчестве и кипеть массой идей, даже если вы не заканчиваете песни. Все они могут стать началом вашего альбома. Вы все время хотите быть активным, производить массу материала и концентрироваться на развитии идей. Однако в один момент может случиться такое, что необъятное количество незаконченного материала может стать препятствием к написанию новых песен. Здесь и кроется опасность.

Что делать: пользуйтесь упражнением — поставить себе дедлайн и закончить песню к определенному числу. Вдохновение участвовало в начале процесса, теперь дело за самоорганизацией. Однако не нужно ставить себе барьеры — возможно, после официального окончания работы вам захочется что-то изменить, и это нормально. Главное, поставить условную точку в работе над песней. Запишите ее на самый обычный диктофон и проанализируйте спустя время, как ее можно улучшить. По крайней мере, у вас будет материал, который можно будет критиковать — неважно, получится она хорошая, ужасная, или просто средняя. Уж лучше иметь для работы такую почву, чем гигабайты незавершенных кусков музыки.

Вам сложно возвращаться в то состояние, в котором вы были, когда пришла идея

Иногда для того, чтобы нарисовать большой холст, требуются сотни часов, а «приход» вдохновения длится лишь пару часов. Художник должен понимать, какой посыл он несет, должен проанализировать, что это было и как с этим работать, и пронести эту мысль сквозь весь процесс. То же самое и с написанием песен. Возможно, у вас случилось неудачное романтическое приключение, и с разбитым сердцем несколько часов вы провели, активно работая и сочиняя новый материал. Вы его оставляете, и через пару недель возвращаетесь к нему в совершенно другом настроении. И что делать, если вы уже завели новый роман и о печалях прошлых недель уже едва что напоминает? Материал хороший, и хотелось бы его закончить, но вот настроение не то…

Что делать: можно вести записи о написании песен, своеобразный журнал. Как только на волне вдохновения вы сочинили новый кусок, попробуйте записать все то, что вас окружает — какое освещение, какое время дня, где вы находитесь, как вы одеты — все, вплоть до мельчайших физических ощущений. Конечно, если в жизни действительно случилось что-то плохое, то не хочется возвращаться в это состояние. Но некоторые песни стоят того, чтобы погружаться в особую атмосферу и заканчивать их.

Вы постоянно перескакиваете от одной задачи к другой

Конечно, круто, если вы постоянно тренируете свои вокальные навыки, свою игру, свои уже написанные и даже записанные песни — это полезно. Однако если вы замечаете, что очень часто, взявшись порепетировать, вы заканчиваете своим старым материалом, который не нуждается в проработке, или же играете кавера, когда, в общем-то, собирались заняться новыми песнями, вы воруете собственное драгоценное время.

Что делать: все дело в балансе — нужно заниматься развитием идей, и в то же время прокачивать свои остальные навыки, но нельзя позволять одному поглощать время, которое должно быть отведено для другого. Ровно в тот момент, когда вы сели писать новое, но оно не идет, не отвлекайтесь на другие задачи. Именно так работает мозг: хорошо, раз не получается, поделаю пока другое, чего время терять? Но это в корне неправильно — другие задачи тоже не будут выполняться на все 100, потому что мысль о незаконченном будет отвлекать вас, и этот процесс немногим будет отличаться от обыкновенной прокрастинации. Лучше испытать это болезненное чувство пустоты и отсутствия идей, посмотреть на это широко открытыми глазами и «протупить» пару часов, мысленно концентрируясь на новом. Именно через такие неудобства и пролегает путь к результату.

Вы впитываете недостаточно материала извне

Иногда для того, чтобы сделать или закончить песню, стоит лишь услышать альбом нового исполнителя и незамедлительно получить порцию вдохновения и идей. Вы не слушаете новую музыку из-за массы собственной работы? Хорошо, когда вы идете обедать — закачайте себе новый альбом, или то, что очень любите, но давным-давно не слушали. Погружение в чужую музыку поддерживает поток творческих мыслей в вашей голове. Если же вы застреваете, переслушивая по кругу собственные незаконченные треки, также стоит отвлечься на музыку коллег.

Что делать: чисто механически, даже если вам кажется, что у вас нет времени, отводите хоть сколько-то для узнавания нового — будь то час или 20 минут в день. И это новое необязательно должно быть музыкой. Канье Уэст рассказывал, что он бродил по Парижу, рассматривал картины в музеях и архитектуру, когда писал свой альбом Yeezus. Возьмите пример с монстра популярной музыки — он действительно работает!

Вы впитываете слишком много материала извне

Другая крайность, которая опасна для завершения работы. Если вы хотите написать рок-гимн, похожий на Seven Nation Army, и продолжаете слушать его снова и снова, едва ли у вас получится повторить успех этой песни. Или же вы проводите часы, как маньяк, скачивая новую музыку и смотря фильмы. Этим самым вы заглушаете собственный артистический голос, попросту не оставляя времени для его проработки.

Что делать: ровно противоположное предыдущему пункту. Во-первых, опасность здесь не одна: постоянно впитывая массу информации, невозможно глубоко ее анализировать — маниакальное потребление всего подряд мешает «пищеварению», и, в конце концов, вы превращаете процесс узнавания в абсолютно пустую трату времени. Второе, как мы уже сказали, этим шумом вы заглушаете собственные порывы. Восстановите баланс, отвлекайтесь от поглощения, давайте себе воздух и время для раздумий — все то бесконечное, что есть в интернете, никуда от вас не убежит, просто делайте записи и сохраняйте ссылки.