То, что вокалист осваивает мастерство, учится правильно дышать и издавать звуки, безусловно, прокачивает его как музыканта. Оттачивание этих техник позволяет вам управлять собственным голосом, находить нужные тембры и интонации для разных песен. Однако многие упускают из вида то, что существует еще множество вещей, которые влияют на ваше поведение на сцене. Быть хорошим вокалистом — еще не значит быть хорошим «актером». Даже если вы поете о своих собственных переживаниях, выражать их нужно, владея как голосом, так и телом. В то время как хороший вокалист может найти идеальный тон повествования, хороший «перформер» устанавливает связь с публикой. Начинающие актеры кино и театра, например, порой даже не знают, куда девать собственные руки или ноги... Что уж говорить о вокалистах, которые еще не привыкли к сцене. Вот три простых способа натренировать свои сценические навыки, если вы не знаете, куда себя девать во время выступления.

Знайте, о чем поете

Звучит это довольно очевидно, но это лишь верхушка айсберга. Запомнить текст песни и мелодию не так-то сложно, что и случается с простыми людьми, которые слушают понравившуюся песню несколько раз. Однако хороший исполнитель знает, что песня — это не просто лирика и мелодия. Он понимает, что за этими двумя вещами кроется гораздо больше смыслов. Для каждой песни существует персонаж, «лирический герой», который ее исполняет. Будь это джазовая баллада или рок-гимн, за ними стоит совершенно конкретный герой (или, по меньшей мере, тип характера), который связан с текстом. Публике гораздо легче понять и прочувствовать исполнителя, когда он полностью погружен в тему песни. Являетесь вы автором текста или нет, старайтесь устраивать глубокий анализ произведения (как автор, вы наверняка иногда сочиняете песни, не полностью отдавая себе отчет в том, что конкретно вы делаете — «...ой, это что такое я только что написал? Вроде круто...»). Кого вы должны изображать? Какие эмоции испытывает этот персонаж? Многим знакома ситуация, когда текст пишется во время полного жизненного провала, получается отличная песня, но спустя полгода вы уже излечились ото всех травм, пребываете в прекрасном настроении, а песню на концертах все еще нужно исполнять. Именно в такие моменты нужно превращаться в персонажа, в себя тогдашнего, и внешне проживать все те эмоции снова. Важно отметить, что любая песня может иметь множество интерпретаций для разных людей, потому как опыт у всех разный, и все могут слышать совершенно разные вещи в одной и той же песне. И если вы исполняете чужой текст, не пытайтесь найти в нем другого человека и пытаться его сыграть. Найдите в нем себя — это ваше право, и именно здесь проявляется ваш артистизм.

Двигайтесь осмысленно

Люди из зала «слушают глазами», особенно когда это касается вокалиста. Может быть, звучит это несколько противоречиво, но все глаза устремлены именно на него, люди следят за каждым движением, которое он делает во время песни. Поэтому крайне важно знать, каким образом использовать собственное тело, чтобы усилить эффект голоса — движение служит музыке. Вокалисты не обременены инструментами и имеют особую привилегию разгуливать по сцене, прыгать до потолка, спускаться в зал и т.д. (хотя нам всем, конечно, известно множество примеров, когда никакие инструменты не удерживают музыкантов от безумных конвульсий и гиперактивного поведения). Две самые важные вещи, которые влияют на передвижения — это Текст и Темп.

Наверняка у вас есть кумиры относительно поведения на сцене. Обязательно следите за всеми нервическими движениями вроде похлопывания себя руками по бедрам или раскачивания туда-сюда. От таких привычек необходимо избавляться, они отвлекают вас, заметны аудитории и никому не приносят ничего хорошего. Возможно, вы даже не замечаете собственных нервных тиков, поэтому либо поставьте себе задачу следить за этим, либо попросите кого-то из друзей доложить вам о таких моментах после выступления. Что касается темпа, очевидно, что более медленные, интимные песни не нуждаются в особо активных перемещениях и лишнем шуме — это может лишь отвлекать от музыки, отделять вас от того самого лирического героя и создавать дисконнект с публикой. Помните, что вы подражаете герою, даже если песня о вас (вы подражаете себе). И каждое движения мизинца должно поддерживать вокал, делать его лучше и убедительнее.

Тренируйтесь перед зеркалом

Да, бывают редкие люди, которым дано естественно двигаться на сцене. Их тело как будто подсоединено к музыке каким-то особым загадочным каналом. Но если это не о вас, отчаиваться все-таки не стоит — всему на свете можно научиться. Попросите друга снять видео на концерте и детально разберите то, что увидите потом на экране. Над какими движениями стоит поработать? Точно ли на словах «О, детка, ты была так красива в ту ночь» стоит отчаянно шаркать ногами и откручивать пуговицу на своем жакете? Настолько ли чешется ваше колено, что его нужно чесать прямо посреди эпического соло? Вы можете не замечать этого на сцене, но любое ваше микродвижение гораздо больше, чем оно есть на самом деле, когда вы стоите в свете софитов перед глазами толпы людей. Смотрите видео со своими любимыми исполнителями, старайтесь замечать, на каких словах какие движения они делают. Иногда даже простые движения руками сделать довольно непросто, и их необходимо оттачивать дома перед зеркалом. Множество исполнителей пользуется общими правилами жестов и движений, которые могут пригодиться вам — именно на них можно вырастить собственный стиль. Даже если вам кажется, что тренировки перед зеркалом — это глупо и по-детски, просто попробуйте сделать это несколько раз и посмотрите на результаты (сравните видео ДО и ПОСЛЕ). Не нужно стыдиться этого, помните — на сцене вы актер, и ваша задача всеми возможными способами донести до аудитории вашу музыку. И ваше тело — отличный и верный помощник в этом. Эксплуатируйте его и наслаждайтесь результатом.