Талантливый писатель практически из воздуха может сделать историю, полную ярких персонажей и загадочных событий. Фрэнк Заппа любил придумывать байки вроде «Joe’s Garage» (длинное описание репетиционного пространства и того, что там происходит), и его фанаты это обожают. Огромное количество хороших текстов песен берется из настоящего жизненного опыта, утраченной любви, событий в семье, трудного детства, снов и т.д. Как поэтам вам наверняка хочется из любого опыта сделать лирическую историю — и для этого нужен особый талант. Если вы испытываете трудности, пытаясь описать собственный опыт, у вас всегда есть собеседники и те, чьи истории могут быть интересны для превращения их в песни. Однако, как советуют многие влиятельные музыканты, все же лучше всего начинать именно с собственных переживаний и преодолевать этот страх. Ваши поклонники хотят знать, кто вы такой, чем вы живете и что вы думаете. Вот пять стратегий, с помощью которых можно научиться писать песни о себе.

Разговаривайте с собой

Некоторым людям трудно не то, что писать, даже говорить о себе. И чаще всего это связано с какими-либо пока не зажившими ранами, или важными людьми, которые влияют на вас. Спросите себя, кто вы такой и кого именно вы хотите выразить в музыке. Да, такими вопросами можно задаваться всю жизнь, но если вы не находите ответа, то это не значит, что нужно прекращать себя спрашивать. Какую историю вы хотите рассказать? Какую часть вас должна репрезентовать музыка? Возможно есть то, что вы, кажется, утратили в себе, не заметив этого. Или у вас есть особый ироничный взгляд на вещи, много фантазий и сценариев того, что с вами может происходить. Действительно очень важно периодически проводить с собой такие интервью на каждом этапе жизни, потому что без вопроса вы можете просто не обращать внимания на какие-то важные вещи. Чем более осознанно вы отвечаете, тем легче вам будет пропускать сквозь лирику свои переживания. До того, как начнете писать, просто прогуляйтесь — оставьте дома телефон и не берите с собой наушники. Попробуйте услышать свой внутренний голос — где вы находитесь в данный момент, как вы к этому пришли. Ваши мысли могут витать в прошлом, обрабатывая информацию, или улетать далеко в будущее — неважно. Главное, убедитесь, что у вас есть время подумать.

Пишите все подряд

Как только вы остановились на каких-то нескольких событиях в своей жизни, просто сядьте в тишине безо всяких отвлекающих факторов и напишите ВСЁ, что связано с этими событиями: сами факты, предпосылки и следствия, а также все свои мысли об этом — и мысли пришедшие незамедлительно, и спустя время. Текст необязательно должен быть лирическим, ритмичным, грамматически правильным, да и вообще хорошо написанным. Просто постарайтесь вылить поток сознания на бумагу. Отнеситесь к этому как к дневнику — результат вас может удивить. Когда у вас есть этот поток сознания в виде текста, вам проще сфокусироваться на важных вещах и выбрать то, что подойдет для песни. И вы точно знаете, что вылили все, что было. Возможно, само событие было совершенно, на первый взгляд, неприметным — покачались верхушки сосен или вы услышали чей-то разговор на балконе — но именно в тот момент ваше восприятие выдало много сюрпризов, и вы помните нюансы очень четко, температуру воздуха, звуки вокруг и т.д. Или же, наоборот, само событие, деталь за деталью, требует того, чтобы его превратили в песню-байку. Главное, не давать этим событиям просто так уходить вникуда. Даже в голове воспоминания о событиях трансформируются со временем, и их нужно успеть ухватить, пока они не начали забываться.

Читайте истории своих кумиров

Наверняка вы и без того уже давно знаете, как росли и жили ваши музыкальные герои, но искали ли вы потом эти реальные истории в их текстах? Посмотрите, каким именно образом исполнители интегрируют свой личный опыт в тексты песен — особенно поможет, если после песни вы выясните, что на самом деле случилось. Например, вы слышите, как в интервью человек рассказывает историю, а потом слышите песню, и чувствуете настоящую силу этой истории. Многие исполнители придумывают себе лирического героя и пишут байки про привидений и духов, но даже такие байки зачастую подкреплены какими-то переживаниями, и всегда полезно находить эти предпосылки.

Меняйте имена, местоимения или не особо важные обстоятельства

Если вам все же не очень уютно громко говорить «Я», на помощь всегда приходят небольшие изменения, которые можно внести в текст — например, местоимения — «ты», «вы», «он», «она», «они» и т.д. Например, простые пафосные строчки вроде — «Она уничтожила мою веру, и теперь я панически боюсь любви» всегда можно поменять на «Она уничтожила твою веру, и теперь ты панически боишься любви». Эти небольшие изменения позволят вам быть полностью открытыми и честными в ситуации, когда вам очень хочется описать то, что произошло, но в то же время вы боитесь персональных отсылок. В конце концов, вашу музыку будут слушать люди, которые вас знают (не близкие друзья, но приятели), и то, что вам не хочется раскрываться на полную — это совершенно нормально.

Гордитесь тем, что рассказываете свою историю

Звучит довольно громко, но, тем не менее, это возможно, если вы действительно стремитесь к тому, чтобы быть честными в своих песнях. Вам просто необходимо найти внутри себя ресурс под названием «гордость». Для тренировки лучше всего найти и описать тот эпизод из вашей жизни, которого вы страшно стыдитесь, и рассказать о нем так, что вы будете гордиться самим фактом того, что вы говорите об этом и делаете какие-то выводы. Написание песен — это процесс, запечатлевающий разные стадии жизни: как вы справляетесь с препятствиями, как растете, как двигаетесь от одной ситуации к другой. Если вы упорно не хотите справляться со страхом повествования, боитесь себя и того, чтобы рассказывать миру о себе, то вам будет трудно писать личные песни, и вы закончите байками, на подкрепленными ничем особенным — а это всегда чувствуется. Нет, в этом нет ничего страшного, и такие песни могут быть вполне сносными, но поверьте, личные истории всегда работают гораздо лучше. Иногда трудно посмотреть правде в глаза, потом написать эту правду и оформить ее в виде песни, а потом так же трудно ее исполнять и записывать. Но это дело привычки. Именно поэтому чувство гордости нужно развивать и тренировать — этот навык будет полезен как в музыке, так и во всех остальных сферах жизни.