В английском языке есть такое понятие как superfan. Возможно, вы помните, когда были подростками, ходили на концерты какой-либо местной группы, знали все слова наизусть и удивлялись, почему в зале лишь несколько человек — ведь группа отличная. В тот момент вы и были этими самыми суперфанатами. Есть ли у вас такие? Как себя с ними вести и что с ними делать? Суперфанат — крайне важная фигура в жизни любой группы. К поклонникам всегда нужно относиться с трепетом, потому что именно они поддерживают ваш боевой дух, вдохновляют, а при удачном исходе событий еще и позволяют вам зарабатывать музыкой, покупая ваши записи и билеты на концерты. И особо бережно стоит к ним относиться, когда вы только-только начали выступать и заметили, что кто-то является на ваши концерты постоянно и уже выучил все слова ваших песен.

Встречайтесь с поклонниками вне концертов

Американская инди-исполнительница Джерзи Юнг в своей краудфандинг-кампании одну из акций за 50 баксов кокетливо назвала «Самая скучная на свете встреча за кофе». Тот, кто прислал эти деньги на запись ее нового EP, получил возможность попить с ней кофе и поговорить о жизни, музыке, бизнесе — о чем ему было угодно. Почему нет?

Встречи и беседы лицом к лицу работают гораздо более эффективно нежели то, что мы называем «общением» онлайн с помощью соцсетей. Коммуникация в сети — это, прежде всего, обмен информацией. А живое общение — это еще и обмен энергией. Когда вы просто сидите за чашкой кофе/кружкой кофе, вы обмениваетесь идеями, смотрите в глаза человеку. И зарабатываете не только фанатскую поддержку, но и, возможно, нового друга. Когда вы сидите за компьютером и переписываетесь с поклонником, когда вы стоите на сцене — вы персонаж, а общаясь вживую, вы превращаетесь в реального человека. Необязательно, конечно, запускать краудфандинг для того, чтобы делать подобные вещи. Наслаждайтесь тем моментом, когда вы можете взаимодействовать с поклонниками на небольшом расстоянии, а не спасаться от них бегством. Когда вы собираетесь куда-то вечером, просто запостите информацию о том, что будете там-то и там-то в такое-то время, и если кто-то из ваших местных поклонников хочет поболтать, то добро пожаловать. Если вы почитаете воспоминания поклонников Strokes или Yeah Yeah Yeahs, то увидите, что все друг друга знали, шатались по одним и тем же клубам, обменивались идеями и просто неплохо проводили время в конце 90-х — начале 2000-х. Мы уверены, что после ни у тех, ни у других уже не было возможности так много тусоваться со своими поклонниками — не только из-за звездности, но и из-за занятости.

Вовлекайте поклонников в процесс создания музыки

Бенжи Роджерс, основатель PledgeMusic, очень много говорит о том, как «выращивать» фанатскую базу. Он прямо высказывается о том, почему любители музыки, фанаты так горячо следуют за своими кумирами: «Не забывайте, что как музыканты, вы завораживаете тех, кто не может этого делать (играть музыку)». PledgeMusic — это платформа, где исполнители могут напрямую связываться со своими фанатами, привлекая их в художественный процесс. Именно этим она отличается от известных краудфандинг-платформ, таких как Kickstarter или IndieGoGo (или российских Planeta и Boomstarter). Для того чтобы собрать деньги на свой проект, вы приглашаете поклонников в «святую святых» — на звукозаписывающую студию или репетиционную базу. Ведь не так сложно вручить тому, кто никогда в жизни не держал инструмент в руках, шейкер и попросить им потрясти? Разумеется, для вас, музыкантов, другие музыканты и вообще артистическое сообщество — это естественная среда обитания, и едва ли среди ваших знакомых и друзей наберется хоть десяток тех, кто не умеет держать гитару. Но не забывайте о том, что вас в мире — все равно меньшинство. И для других людей вы являетесь частью загадочного мира. Конечно, не стоит раскрывать все карты и присылать фотографии, как вы сидите в трусах на кухне, поедая мамин суп, но общаться и быть ближе к этим самым «другим» людям все же необходимо. Опять же, необязательно создавать кампанию на сайте. Сколько всего вы можете придумать для поклонников? Поиграть на чем-то несложном, сделать видео с процесса записи, провести интервью для вашего документального фильма или даже пригласить в тур помощником. Вариантов вовлечения людей в творческий процесс можно придумать очень много.

Играйте квартирники или любые другие «маленькие» шоу

У вас есть какое-то количество подписчиков в соцсетях. Или у вас даже есть email рассылка? Если нет, рекомендуем завести. Предложите специальное шоу для ваших подписчиков. Может быть, это будет дача кого-либо из них или вечеринка, посвященная дню рождения, корпоратив небольшого дружелюбного офиса и т.д. Это лишь еще один способ связи с поклонниками в более интимной обстановке, нежели онлайн или на стандартном шоу в клубе. Не афишируйте событие очень широко — пусть это будут личные сообщения даже в количестве 30-50 штук. Принимайте «заказы» на кавер-версии, делайте акустические варианты своих песен. Если ваш концерт — это подарок на день рождения кому-то, кто не является вашим поклонником — не беда, значит, там будут люди, в лице которых вы можете заработать новых фанатов. Несмотря на то, что вы не афишируете подобные концерты, не забывайте все документировать. Пусть у вас будут фотографии и видео вашего выступления и вообще всего, что происходит в этот вечер. Этими материалами можно будет пользоваться позже. Представьте себе, первый большой тур, тысячи поклонников по городам и странам, а вы вывешиваете сентиментальный пост о том, как вы проводили время несколько лет назад.