RealMusic
Cort ♫
Cort ♫
суббота, 30 апреля 2011 г., 23:26

О гитаре «Урал» я слово замолвить решился…

Недавно появился у меня этот легендарный инструмент. В Интернете на всяких музыкальных сайтах и форумах большего негатива, чем об этой гитаре найти трудно.
Не хуже, чем Gibson гитара «Урал»
Ударишь врага – и враг наповал!
Ничего нет лучше,если надо забить гвоздь
Ещё один удар – и стена насквозь
(Чайф)
Сам цитировал в своё время…В свою советскую бытность мне поиграть на «Урале» не пришлось, дергал я струны «Тоники», было даже как-то «Музимы», но «Ураловские» так и не случилось. В Епифани у моего друга Игоря Горшкова был зелёный «Урал», через самодельный дисторшн звук у него вроде был и нормальный…Но это взгляд издалека, очень хотелось в свете сегодняшнего дня оценить этот инструмент, и мне такая возможность была дана. Всегда было интересно, кто создал эту гитару? Все знают имена: Лео Фендер, Лес Пол…Есть еще в гитарном мире Алваро Бартолини (Италия, гитары «Bartolini»), Йозеф Ружичка (Чехословакия, гитары «Jolana»). Кто же создал «Урал»? К великому сожалению, нет пророка в своём отечестве, и страна не знает своих героев. По воспоминаниям, был коллектив конструкторов – Козленко, Вершинин, Фомин, которые, взяв за образец гитару Yamaha SGV800, создали этот шедевр советского гитаростроения. Надо отметить, что «Урал» вышел симпатичнее своего японского прародителя.. Что же не так в этой гитаре? Возможно, что тут больше мифов…
Начнём с корпуса. Корпус «Урала» сделан из щита, склеенного из буковых брусочков клеем ПВА и фанерован красным деревом. Очень давно у меня на посёлке работала Узловская клавиатурная фабрика. Кроме фортепьянной клавиатуры там делали гитарные грифы из бука. Я летом после 8 класса подрабатывал там на лесном складе грузчиком и отлично помню эти буковые бруски под названием «клёц», у которых торцы были покрыты парафином . Даже цену помню, был у нас щит про противопожарную безопасность, и там было написано, что надо беречь социалистическую собственность, и клёц там фигурировал по цене 180 руб. за кубометр. Возможно бук и не гитарное дерево, это не ясень или ольха. Правда у Брайана Мэя его "Красная Леди" вообще была сделана из твердого дуба, и ничего…Корпус «Урала» покрывался полиэфирным лаком толщиной около миллиметра, и это придавало ему небывалую живучесть. Окраска в разные годы разнилась от санберста с различными оттенками до простого чёрного-рояльного.. Вообще, моё мнение – это очень красивая гитара. Глаз на ней останавливается, её хочется взять в руки.
Теперь гриф - тоже буковый, с красивый белым кантом. 21 лад, имеется нулевой лад. Претензии у меня к нулевому ладу такие – оттого, что на него струны опираются постоянно, под ними появляются следы-углубления, которые потом мешают играть legato. Анкер не требует ключа, а регулируется любой подходящей отвёрткой. Гриф слегка толстоват, но это больше дело привычки, по мне – так достаточно удобен.
Струнодержатель - в виде тремоло с рычагом, без регулировки. (копия тремоло Yamaha), работает как на понижение, так и на повышение тона. Пружина тремоло достаточно жёсткая, строй держит вполне удовлетворительно. Бридж фиксированный с возможностью регулировки высоты струн и мензуры.
Самые большие нарекания в «Урале» на его электронику – много непонятных кнопочек, слабый выхлоп инструмента в целом. Действительно, уровень сигнала слабоватый. Чтобы понять, зачем нашим конструкторам понадобились эти многочисленные RC-фильтра, стоит вспомнить то время и обратиться к некоторым инструментам 60-70 годов. Не одними Фендерами земля полнилась. Давайте посмотрим на винтажные итальянские гитары.
Те же кнопочки и переключатели. Т.е. в те времена стратовский стандарт еще не так настойчиво диктовал свою моду. Это сейчас пятипозиционник вытеснил все остальные переключатели, а тогда вариантов было больше. Вообще, темброблок на «Урале» выполнен тоже очень качественно. Паяли его на «почтовом ящике», качество сборки очень высокое, всё заэкранировано, все пайки маркированы и покрыты цапонлаком. Регуляторы, конечно, плохие, но других в то время у нас и не было.
Теперь звучки – три сингла, чувствительность достаточная, но обладают явно выраженным микрофонным эффектом.
В целом звукосниматели и темброблок с многочисленными ёмкостями дают заметный бустерный эффект, т.е. ярко выраженная атака при слабоватом сустейне.
Получив в руки такую гитару, первой мыслью было переделать её, установить хорошие хамбакеры, перепаять схему, убрав всё то, что мешает нормальному выхлопу. Потом пришло понимание, что этим я только испорчу инструмент, и мысль о модернизации и «пионеринге» была безжалостно откинута.. Доработку решил провести только по линии экранировки. Правда, несмотря на уверения на форумах, особого фона у гитары и не было, но, как известно, лишний экран в гитаре не помеха. Поэтому, вооружившись пищевой фольгой, я приступил к делу.
Внутренняя полость довольно большая., получилось выстелить её в два-три слоя. Pickguard (декоративная накладка) также был покрыт с внутренней стороны фольгой.
Далее для профилактики были разобраны все переключатели, почищены их контакты. Вскрыты были и регуляторы, почищены и смазаны вазелином. Родные белые кнопки от времени пожелтели. Заменил их на чёрные. (не очень большое преступление против винтажа).
Для ликвидации микрофонного эффекта звучков, они были пропитаны парафином..
Для снижения уровня наводок катушки заэкранировал тонкой медной фольгой в «обхват», на всякий случай не допустив короткозамкнутого витка.
На грифе был заменен нулевой лад, натянуты струны «девятка» и отрегулирован анкер. Всё, осталось воткнуть шнур («джек» был установлен до меня) и - вперёд. Как говорил один мой друг-музыкант из древнего города Епифань:”Дёргай струна – жми педаль”…
Ну и теперь - за дело!

Фоторепортаж процесса
http://foxrecord.ucoz.ru/blog/o_gitare_ural_ja_slovo_zamolvit_reshilsja/2011-04-24-79

0