RealMusic
Алька Коленбет
Алька Коленбет
вторник, 20 ноября 2018 г., 20:11

Вновь - о 'Дебютах'

Уж дебютировала так дебютировала, ничего не скажешь!

Ладно, начать я хотела с тёплых воспоминаний о прекрасных звукорежиссёрах, с которыми мне повезло оказаться по одну сторону баррикад. В смысле, мне с техникой вообще всегда не везёт катастрофически. Суммарно практики-то оказывается достаточно, всё-таки микрофоны есть на Дуловском, есть микрофонная практика на Зелёной карете, есть чудесный кастинг к Ковру, который тоже проводится "по-серьёзному" со всякими там подключками и прочим... Ну и эпизодические выходы на сцену - от Брусничной поляны до Мосгора, в общем, уже лучше, чем год назад, когда один только вид этого чёрного дула уже издалека приводил в ужас.

Но сам микрофон - что его бояться? Отучиваясь от этого иррационального страха, я училась верить в человека, сидящего за пультом. По сути, успех или провал выступления процентов на 60% зависит от него; всё остальное -погрешности, случайности и злой рок. И я всегда благодарна звукорежиссёрам за эти 60% их вклада, за помощь и чувство надёжности. 

Так вот, в воскресенье этого всего не было. На том же Дуловском был случай, когда в самый неподходящий момент микрофон зафонил из-за порыва ветра, на то там и сцена на улице. Тут же всё в порядке - закрытый зал, саундчек, возможность заранее всё настроить и сверить.. А фонит всё. И не эпизодически, а постоянно, все три минуты песни на сцене сплошной гул, гудение от гитары и зашкаливающих настроек, из которых я знаю только про ревербер. Выходишь, пробуешь звук, полуглохнешь от первого порыва шума, слышишь, что он - тихий, но назойливый - продолжается, но нельзя же бесконечно ждать - начинаешь петь. Поёшь, а сам думаешь: "Сейчас он всё исправит, сейчас уберёт, сейчас...". Но песня идёт, гул продолжается, ты думаешь, что всё это слышно в зале, думаешь, чем же вообще занят звукореж.. и в этот момент благополучно сбиваешься, потеряв ход песни. А сбившись раз - в моём случае фатально, - вступаешь в череду забытых слов, путающихся аккордов, дрожащих пальцев. И терпи до конца песни, чтобы поскорее сбежать, так и не дождавшись, пока затихнет ненавистное гудение.

Ладно, что прошло, то прошло. Я и петь-то не хотела эту песню, она уже не актуальна, и настроение было другое, но заменить не дали, так что изначально из 40% моего вклада можно было вычесть процентов 10 настроя и осознания общего несоответствия мрачной песни лёгкому беспределу, творившемуся чуть раньше. Всё остальное я отработала, по крайней мере знаю, что сделала всё, что могла на тот момент. Да, зря не сконцентрировалась просто на повествовании, но кто же знал. Прежде я с таким не сталкивалась, тем более  на финальном концерте большого конкурса подобного не ожидала.

Теперь знала, внимательнее стала слушать других выступающих, заметила, что и они, судя по исполнению, себя не слышали, пробивались сквозь что-то, уже известное мне и незнакомое окружающим. Да, в зале не слышно этого ужасного давящего звука! Прямо по Гофману: никто кроме главного героя не видит и не слышит чего-то, все над ним смеются и он думает, что сходит с ума, а лицемерный злодей ликует. Люблю Гофмана, но это самый страшный мотив как в литературе и кино, так и в жизни. Если бы гудело всем в уши, можно было бы вообще не переживать.

Нам предстояло ещё выступить ансамблем и это куда страшнее. Тем более, что вместе мы звук проверить не успели. (К слову, на саундчеке всё было хорошо и это гадко, потому что на концерте ты спокойно выходишь и думаешь, что всё под контролем, но тебя ждёт сюрприз!) Перед тем, как подняться на сцену, обратилась к звукорежиссёру с простой просьбой убрать гул, потому что я ничего кроме него не слышу, и ребята тоже не услышат... Ответ был таким: "А на сцене и не должно быть ничего слышно, слышать всё должен я в зале". Не знала, что и сказать на это. Кончилось тем, что он на гитаре выкрутил почти до нуля все басы. Получилось едва ли не хуже, ибо гул остался, а звука не было совсем. Микрофон на флейту поставили не к резонатору, Маша тоже сидела не очень-то удобно. Начали играть, у меня звучат одни только верхние струны, вообще непонятно, что при этом происходит, какие-то призвуки, скудность, неясно что и с мандолиной, и с флейтой. Гудение. Со вступлением тоже получилась каша, дальше вроде раскрутились, но это ни в какое сравнение не идёт с тем, как песня должна звучать и как она звучит в лучшие времена. Киксанула флейта, мандолина с завидным упорством враскосец с гитарой играла свою партию. Спрашиваю Машку про гудение, ответ прекрасен: "Я старалась его не замечать!" Умница, не замечала изо всех сил, как и то, что в это время играют остальные! Это не в вину ей, конечно. Я тоже практически ничего не слышала. Отвратительное чувство.

Посмотрели запись - так на ней звука нет почти совсем. Что гитары, что флейты. Понятно, что сложно нас сбалансировать, не стану придираться попусту, всегда с ансамблями сложно. Но особых высот без саундчека мы и не ждали. Только бы друг друга слышать и не слышать ничего лишнего... Ххха!

В общем, не задалось выступление от слова "совсем", зря так ждала. Да и зря серьёзно относилась. В конце одной из заключительных общих песен стала "Осень" из репертуара группы ДДТ. Когда через несколько минут прозвучал возглас "За авторскую песню!" или что-то вроде, стало грустно. Да и некоторые другие номера концерта тоже явно относятся не к нашему жанру. 

По выступающим... Прекрасно знать людей! Практически со всеми мы познакомились ещё на прослушивании. Надо сказать, что, кажется, все без исключения на прослушивании выступали лучше. И кроме звука я лично не вижу причин, потому что волнение можно вообще не рассматривать - атмосфера была скорее слишком шальная, чем торжественная. Так что концерт не принёс никаких новых знакомств и открытий. Разве что встретились с некоторыми ребятами, которые были на Зелёной Карете, это здорово. Хорошо москвичам в этом плане.

В целом по фестивалю... Хорошо было поучаствовать, понять, кто тут о чём поёт, пригласить хороших ребят на Третий Песенный Ф-2019... Кто-то всегда так жил, со средней школы мотался по сильным фестивалям всей страны, и сейчас знает, куда следует подаваться, а где будет жалко прожигать время. Я ещё не ориентируюсь в этом всём. Фестивалей оказалось ужасно много, а вот поблизости - что-то всё не то, пустой фантик. Но видимо нужно их пооткрывать, эти фантики, чтобы в следующий раз знать, кто захочет тебя обмануть. 

Фестивали, они хороши людьми. Наверное, вообще ничего кроме людей нет, ведь жюри - они тоже люди, они часть той атмосферы, которая будет царить вокруг, они своими решениями намечают общий курс, вокруг них собираются те, кто хотят по нему следовать. Прямо как студенты вокруг профессора, не иначе. Наверное, надо в какой-то момент узнать многих людей и тогда проще будет наметить свой маршрут, пролагая его по самым лучшим дорогам и пересекаясь только с теми, с кем хочется пообщаться побольше.

Солидарность в решениях, в следовании одному пути... Ох, мы подошли к вопросу о границах авторской песни! Кто-то пресекает эти споры аргументом, что нет смысла тут пускаться в теорию и вообще ничего не докажешь... да какая тут теория, вот оно - практическое применение! А не докажешь - это правда, это чутьё должно быть. Совпадение субъективных мнений, пение в одной тональности, пение одних песен. Потому и не поймёшь по описанию фестиваля, что тебя там ждёт, ведь, чтобы одна гитара отозвалась дрожанием струн, другая должна заиграть, без этого никак. И, значит, надо радоваться любому узнаванию, ведь оно в конечном итоге корректирует твой собственный курс. 

Если не произошло чего-то прямо запредельного, неправильно плохо отзываться о мероприятиях, на которые кто-то тратит своё время и силы. Я сравниваю это с литературной критикой: дело вовсе не в объективности мнения, а в том, что каждый выбирает для себя. Кто-то зачитывается Писаревым, кто-то в восторге от Белинского. Смысл с этим спорить? Просто одни мнения мы уважаем, другие читаем ровно наоборот, а какие-то мысли вообще на дух не переносим. Это же и определяет наши интересы. Одни больше любят Юрия Шевчука, другие - Валерия Миляева и это просто повод идти на разные концерты, в разные конкурсы. Да, я считаю, что в разные, а не объединять их в одно на одной сцене!

Так вот, на мой взгляд, "Осенние дебюты" это в меньшей степени серьёзная и глубокая АП и в большей степени "Деееееевочка в очках!" и "Давай за жизнь!". Не буду врать, что вообще нет ничего интересного, просто ради этих нескольких песен надо прослушать много часов остального и делать это лучше, действительно, во время конкурса (пусть и дольше), а не постфактум на награждении. Но это уже вам решать, ага.

Вот такое вот мнение двухчастное: объективно о звуковике и субъективно об общем впечатлении. Эх, был бы у нас бардовский аналог "Современника", разыгралась бы полемика с какими-нибудь Белинскими, Добролюбовыми, Павловыми... Ездили мы бы за счёт издания по всем уголкам страны, писали бы, что вздумается, а нас бы за это не по шее "да как ты смеешь, такой-сякой, мы-то тебя приютили!", а наоборот: "приезжай, напиши, расскажи, пусть к нам приходят только те, кто будет в восторге!". Но пока вот такого нет, жаль.

0