Подписаться
Поделиться

Музыкальный вкус - Как формулируется

 

ММузыкальный вкус

Музыкальный вкус неразрывно связан с областью эстетики, которая описывает, как мы оцениваем объекты и определяем для себя их ценность. Исследователи часто определяют музыкальный вкус как наши предпочтения в музыке. Большинство людей понимает под этим то, что нам нравятся те или иные жанры, стили и исполнители. Именно это изучают психологи. Они просят участников эксперимента, например, оценить по пятибалльной шкале, насколько им нравится рок-музыка, поп-музыка, классическая музыка и так далее.

Казалось бы, по этим данным можно определить, каковы музыкальные предпочтения человека. Но нужно помнить, что понятие о вкусе развивали с XVII века. Дэвид Юм и многие другие философы пытались понять, как мы оцениваем эстетические объекты. Было время, когда считалось, что прекрасное должно быть симметричным, иметь идеальную форму и так далее. Но философы утверждали, что мы не выстраиваем цепочки аргументов, чтобы в итоге сделать вывод о красоте объекта, — мы просто чувствуем эту красоту. Идея в том, что у нас есть только эстетическое чувство, которое позволяет нам оценить объект.

Хотя это очень нагруженный термин, сегодня в контексте исследований музыкальный вкус означает отношение к разным стилям музыки, разным композиторам.

ЭЭмпирическая эстетика

Эстетика очень старая область. Сперва она изучалась в рамках философии, а затем — психологии. То, как мы оцениваем различную сенсорную информацию — визуальную, слуховую и так далее, — стало одним из первых вопросов, интересовавших психологов после возникновения психологии как науки. Затем они на некоторое время оставили эту тему и вернулись к ней только в 1960-х годах. Сейчас это довольно интересная, насыщенная и динамично развивающаяся область. В исследованиях музыкальных предпочтений большую работу проделал Джейсон Рентфроу: именно он создал опросник, который позволяет нам оценить музыкальные вкусы испытуемого.

Сегодня мы изучаем эмпирическую эстетику, то есть пытаемся понять эмпирически, почему у нас те или иные вкусы, почему что-то кажется нам прекрасным или трогательным. Важно подчеркнуть: эта тема настолько широка, что границы эмпирической эстетики трудно определить. Мы можем оценивать как произведение искусства, так и, например, вид из окна. Но ключевая идея в том, что у всех нас есть скрытое эстетическое чувство, есть вкусы и предпочтения. Во многом они основаны на понятии красоты, но сейчас мы пытаемся исследовать и другие оценочные суждения — например, об оригинальности или о том, почему нас что-то цепляет. Мы пытаемся понять общую картину того, как мы выносим суждения об объектах, которые приносят нам чувственное и умственное удовольствие.

ППочему наши предпочтения так сильно различаются

Есть много разных причин, почему нам нравится такая разная музыка. В частности, наш вкус определяют социальные и культурные факторы: социологи говорят о влиянии семьи и обстановки, в которой вы росли. Классическая музыка может нравиться вам потому, что вас в детстве часто водили на академические концерты. Или наоборот: может быть, именно из-за этого вы ее и не любите, но в любом случае вы знакомы с этой музыкой, и это влияет на ваше отношение к ней.

Некоторые предполагают, что все зависит от того, с какой музыкой вы сталкиваетесь на разных этапах своего развития. Вы можете привязаться к тем композициям, которые слушали в подростковом возрасте, когда с помощью музыки регулировали эмоции и определяли себя — в частности, если речь идет о выборе между поп- и рок-музыкой. В организме подростков происходят мощные гормональные изменения, и в это же время музыка начинает играть в жизни человека очень важную роль. В результате композиции вашей юности остаются с вами до конца жизни и в определенной степени формируют ваш вкус.

YouTube10:34

Есть версия, что вкус связан с музыкальной эрудицией: чем больше вам известно об определенном стиле, тем больше он вам нравится и тем больше нового вы хотите о нем узнать. Например, выдвигалось предположение, что профессиональным музыкантам больше, чем другим людям, нравится Бах и классическая музыка в целом. Это действительно так. Но в целом исполнители классической музыки всеядны: им нравятся разнообразные направления, в том числе и популярная музыка. Отчасти это связано с тем, что им нравится изучать новые стили: они научились слушать, анализировать и интерпретировать музыку и могут применить этот навык к любому жанру.

Мы провели опрос среди студентов — музыковедов и немузыковедов и попытались выделить вкусовые кластеры в этих группах. В нашей выборке было больше тысячи человек. Оказалось, что есть любители рок-музыки и те, кого мы назвали обычными слушателями: им нравились и поп, и классика. Была еще одна группа, которой нравилось вообще все, — их мы назвали активными слушателями. В основном это были студенты-музыковеды.

Таким образом, на вкус влияют разные факторы: и то, с какой музыкой мы сталкиваемся в определенные моменты нашей жизни, и социальное положение, и многое другое. Но особую роль играет музыкальная подготовка — не в снобистском смысле, а как одно из проявлений общего интереса к музыке.

ТТрудности экспериментов

Эксперименты, которые проводит моя исследовательская группа, направлены на изучение музыкального вкуса. Участник получает анкету, по которой психолог определяет, что именно нравится испытуемому. Но это скорее справочная информация о респонденте, ведь наши исследования сосредоточены на эмоциях, которые люди получают от той или иной музыки.

Необходимо делать эксперименты как можно более экологически валидными, то есть стремиться, чтобы их условия соответствовали исследуемой реальности. Иногда это довольно сложно. В некоторых экспериментах нужно предлагать участникам музыку, которая им понравится либо не понравится. Поэтому необходимо думать о музыкальных предпочтениях и вкусах испытуемых заранее.

Было бы интересно узнать, насколько музыкальный вкус гибок. Известно, что он формируется в зависимости от того, что мы слушаем в определенное время жизни и насколько знакомы с разными жанрами и стилями. Но было бы интересно посмотреть, действительно ли наши вкусы формируются так рано, или их все-таки можно изменить позднее. В немецком языке есть понятие Schlüsselerlebnis («ключевое переживание»). Моменты таких переживаний могут изменить ваше отношение к музыке: «Эта композиция такая красивая! Теперь я до конца жизни буду слушать только ее». Но это происходит скорее в первые десятилетия нашей жизни, а не в поздние годы. Было бы интересно посмотреть, как часто это происходит в более зрелом возрасте, когда наши вкусы уже сформировались.

Источник: https://vk.com/artist/myakesh

14 мая 2019 в 05:54 17
 
 
Теги