Промо
 Подписаться
Поделиться
Рекомендуем

Катерино Кавос

Катерино Кавос - итальянский и российский композитор, дирижёр, органист и вокальный педагог. Сыграл видную роль в развитии российской оперы.

Происходит из старинной венецианской семьи, отец — Джованни Кавос — директор Театро Фениче (La Fenice) в Венеции. По другим источникам, отец был венецианским хореографом. В 12 лет написал первое хоровое произведение — кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию, с 14 лет органист собора Святого Марка, но добровольно уступил эту работу своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством. Этого благородства Кавос не утеряет никогда, и спустя столетия его будут вспоминать не только как великого музыканта, но и как великодушного добропорядочного человека, и благодарность к нему останется навсегда.

После падения Венецианской республики (1797) Катерино Кавос эмигрировал вначале в Германию. Он уже был известным, хоть и начинающим композитором, когда в 1797 или 1798 г., во время пребывания в Германии, он встретил соотечественника антрепренера Антонио Казасси, содержавшего итальянскую оперу в Петербурге и, по его приглашению уехав в Россию, поступил в его труппу капельмейстером; но с 1 апреля 1799 г. стал директором.

С 1799 (по другим данным, 1797 или 1798) года начинается его деятельность в Петербурге в качестве композитора и капельмейстера, сперва в итальянской и русской операх (1803), а затем во французской (1812). С 1832 года "директор музыки" императорских театров. Именно Катерино Кавосу прежде всего обязана Россия развитием оперного искусства.

В 1803 поставил комическую оперу "Леста, Днепровская русалка" (переделка Николая Краснопольского "Дунайской нимфы" Карла Генслера, сочиненную Кавосом совместно с Фердинандом Кауэром и Степаном Давыдовым), затем вместе со Степаном Давыдовым написал музыку на либретто Краснопольского к продолжению "Днепровской русалки". Наибольший успех имели его оперы: "Les trois bossus" и "Les trois sultanes" ("Три брата горбуна" и "Три султанши").

Живя в России и всё больше интересуясь ее историей, Кавос обратился к русской музыке. Первой русской оперой Кавоса была опера "Князь Невидимка". Громадный успех выпал на долю "Ильи-Богатыря" (либретто Ивана Крылова, пост. 1807 г.), в которой видна попытка создать национальную оперу. Затем следовала опера "Жар-Птица" (либретто князя Александра Шаховского), балеты "Кавказский пленник, или Тень невесты" (по Александру Пушкину, пост. 1823 г.), "Амур и Психея" (1809) и др.

Главное произведение Кавоса, как по музыке вообще, так и по народному колориту — "Иван Сусанин" (текст князя Александра Шаховского). Обращение к русской истории было не случайным. Россия стала для Кавоса второй родиной.

Кавос сочинил до 30 опер, 6 балетов, очень много водевилей (напр. "Казак-стихотворец", постановка 1812 г.), хоров, песен. Кавос автор опер: "Добрыня Никитич", "Илья богатырь", "Юность Иоанна III", "Сокол князя Ярослава", "Жар-Птица", "Светлана", "Откупщик Бражкин", "Крестьяне" и др. Одна из главных музыкальных заслуг Кавоса в том, что он был один из первых, кто изучил русские народные музыкальные элементы и русские песни и мотивы.

22 сентября 2011 в 14:22 517