Промо
 Подписаться
Поделиться

Немножко мудрости

Рассказывают, будто однажды Конфуций отправился повидать¬ся с Лао-цзы. Он был намного старше и, конечно, рассчитывал, что Лао-цзы будет вести себя по отношению к немусдолжным почтением. Когда он вошел в комнату, где сидел в молчании Лао-цзы, тот не встал и, вооб¬ще, не обратил на него особого внимания. Он даже не предложил сесть! Конфуций был шокирован таким прие¬мом. С негодованием он спросил: - Вы что, не признаете правил хорошего тона? Лао-цзы ответил: - Если Вам хочется сесть, садитесь, если Вам хочется стоять - стойте. Я не вправе указывать Вам на то, что делать. Я не вмешиваюсь в чужую жизнь. Вы свобод¬ный человек и я - свободный человек. Конфуций был потрясен. Он пытался завести разговор о «высоком» В челове¬ке, но Лао-цзы рассмеялся и сказал: - Я никогда не видел что-либо высшее или низшее. Человек есть человек, точно так же, как деревья есть деревья. Все участвуют в одном и том же существова¬нии. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Все это бессмыслица. Тогда Конфуций спросил: - Что происходит с человеком после смерти? Лао-цзы ответил: - Вы живете, но можете ли вы сказать, что такое жизнь? Конфуций смутился. Лао-цзы сказал: - Вы не знаете этой жизни и, вместо того, чтобы познавать ее, Вы беспокои¬тесь о той, запредельной. В истории сохранился еще один вари¬ант встречи Конфуция и Лао-цзы. Конфуций пришел кЛао-цзы и спросил: - Что такое добро? Что такое зло? Дай четкое определение. Ибо человеку необ¬ходимо на что-то опираться в своем действии. Лао-цзы ответил: - Определения создают путаницу, потому что они подразумевают разделе¬ние. Жизнь является единым движением, а в тот момент, когда вы даете определе¬ние, создается путаница. Все определе¬ния мертвы, а жизнь всегда в движении. Детство движется к юности, юность - к зрелости и т.д.; здоровье движется к болезни, болезнь - к здоровью. Где же вы проведете черту, чтобы разделить их? Поэтому определения всегда ложны, они порождают неправду, так что не опреде¬ляйте! Не говорите, что есть добро, а что ¬зло. Конфуций спросил: - Тогда как можно вести и направлять людей? Как их научить? Как сделать их хорошими и моральными? Лао-цзы ответил: - Когда кто-то пытается сделать другого хорошим, в моих глазах это представля¬ется грехом. Чем больше кто-то пытается создать порядок, тем больше беспоряд¬ка! Предоставьте каждого самому себе! Подобное положение кажется опасным. Общество не может быть основанным на этом положении. Конфуций продолжал спрашивать, а Лао-цзы только повторял: - Природы достаточно, не нужно ника¬кой морали. Природа естественна, она ¬непринужденна, она - стихийна. В ней достаточно невинности! Конфуций ушел смущенным. Он не мог спать всю ночь. Когда ученики спросили его о встрече с Лао-цзы, он ответил: - Это не человек, это - опасность. Избе¬гайтеего! Когда Конфуций ушел, Лао-цзы долго смеялся. Он сказал своим ученикам: - Ум является барьером для понима¬ния, даже ум Конфуция! Он совсем не понял меня. И что бы он ни сказал впосле¬дствии обо мне, будет неправдоЙ. Он думает, что создает порядок в мире! Порядок присущ миру; он всегда здесь. И тот, кто пытается создать порядок, создаст лишь беспорядок.
12 ноября 2009 в 15:42 212
 
 
Теги