Промо
 Подписаться
Поделиться

якутская музыка

традиционной музыке якутов выделяются 3 локальных стиля: 1) лено-алдано-вилюйский (л-а-в), 2) яно-индигиро-колымский (я-и-к), 3) оленёко-анабаро-хатангский (о-а-х). Наиболее исследованным является первый стиль, имеющий исторические связи с музыкой эвенков (витимо-оленёкских, алдано-зейских и охотских), прибайкальских бурят и амурских монголов (дауров), маньчжуров и амурских тунгусов (нанайцев, удэгейцев, ульчей). Значительно слабее изучен второй, вобравший в себя интонационную специфику фольклорной музыки верхоянских, индигиро-колымских и горно-материковых эвенов и юкагиров. Менее всего изучен третий стиль – музыка оленных якутов и долган, фольклорная традиция которых несет следы взаимодействия с североенисейскими эвенками и таймырскими самодийцами – нганасанами, энцами и ненцами. Согласно традиционной эстетике якутов музыка рассматривается как некое синкретичное свойство одаренных людей. В пантеоне якутских божеств нет таких, которые не почитали бы искусство: Бай-Байнай (Хозяин леса и животных) при встрече с людьми всегда отмечал своей благосклонностью мастеров пения и игры на музыкальных инструментах; Луо-киси (Покровитель рыбных водоемов) способствовал удаче рыболовов после исполнения ими особых песен; Ырыа тёрдё (Родоначальник песен) наделял всех поющих способностями индивидуального мелодического интонирования – «своим голосом». Центральное место в жанровой системе музыки якутов занимает эпическая традиция олонхо, объединяющая различные стили пения, чередуемые с ритмизированной речью (скороговоркой) чабыргах. Песенные разделы олонхо могли иметь значение ритуальных, этикетных, заклинательных, гимнических и звучали как прямая речь героев. Музыкальная стилистика напевов и их региональная специфика позволяют типизировать якутское олонхо. В лено-алдано-вилюйском стиле типовые образы выделялись запевным словом и специфической манерой пения: 1) образам богатырей верхнего и среднего миров соответствовали запевное слово – «дже-буо» («суой-буон», «буой-буой») и гимническое пение в высокой тесситуре с флажолетным призвуком кылысах (буквально «удар по струне», образуемым смычкой верхней части голосовых связок); 2) образам богатырей нижнего мира – запевные слова «эчикийэбин! ачын-ачын!» («хара-хайын», «айыка, абытай!», «суой ааджан», «арджа-алы, артатай») и ритуально-магическом пение, отличающееся утрированно вибрационным звукопроизведением и скачкообразной мелодикой; 3) образам дев верхнего и среднего миров – запевное слово «ыый-бын» («мээ-биэй») и напевы-плачи, основанные на узкообъемных опеваниях опорного тона; 4) образам дев нижнего мира – запевные слова «иэсэлигим-тасылыгым» («эчикийим», «эчикийим») и напевы-заклинания, отличающиеся скачкообразной мелодией с тритоновыми интервалами и акцентной слоговой метрикой; 5) образу коня-помощника – запевное слово «ан-ньаабын» («ааннь-ахтарбыт», «айаа-сагы») и песни-предсказания с активными ритмичными формулами, исполняемые в речевом регистре, и другие. В яно-индигиро-колымском регионе музыка олонхо значительно менее дифференцирована и контрастна: 1) образам богатырей верхнего и среднего миров соответствуют запевное слово «буо» («буу», «бууйк») и гимническое пение с форшлагообразными украшениями, вибрато и секундовыми опеваниями основного тона; 2) образам богатырей и женщин нижнего мира – запевное слово «алаатын» («элээтин») и ритуальный напев, основанный на тремолировании в глубине гортани («густым и весьма неприятным басом», по замечанию И.А. Худякова) с обилием разнообразных форшлагов, почти при каждом звуке; 3) образам женщин верхнего и среднего мира соответствуют запевное слово «су-буу» и песни с нисходящим движением олиготонной мелодии и активной слогоритмичной структурой; 4) образу небесной шаманки соответствуют запевное слово «абыан» и песни-заговоры с характерным «бормочущим» речитативом и другие. О музыке оленёко-анабаро-хатангского стиля см. в статье Долганы. Помимо олонхо в эпическом стиле исполнялись кэпсээн (сэсэн) – сказания о героях, которые обычно произносились в речевом стиле, но иногда речитировались от начала до конца на типовые мелодии с характерным обыгрыванием секундного оборота и долгой остановкой на верхнем звуке с вибрато. Лирические жанры музыки якутов объединяются понятием ырыа (песня). В исполнительском отношении напевы подразделяются по способам звукопроизведения: джигиситии ыллы (л-а-в) – тремолированное пение; сыхалыйан ыллы (л-а-в), аргый ыллы (я-и-к) – кантиленное пение с распеваниями слогов; дэгэрэн ыллы (л-а-в) – метризованное пение без распеваний; джиэрэтии ыллы (л-а-в) – протяжное пение в высокой тесситуре; тангалай ыллы – пение с применением нёбных щелчков языком на двойном вдохе; хонгсуо ыллы (л-а-в, я-и-к) – пение с носовым (гнусавым) звукопроизведением; хабарга ыллы (л-а-в) – пение с хрипами в горле (часто с закрытым ртом); бюрджюнгняс ыллы (л-а-в) – возгласное пение со сжатым горлом (вокальная фарингализация); ордоотоон ыллы (л-а-в), доргоон ыллы (я-и-к) – громкое возгласное пение и другие. Существуют локальные стили в пении. Например, у яно-индигиро-колымских якутов известны «приморские» – муоралы и «срединные» – дойдулу стили пения. У якутов лено-алдано-вилюйского региона локальные стили представлены главным образом песнями тардан (тянущиеся; орнаментированное пение ленско-алданского субрегиона) и этэн (отчетливо-скандированное пение вилюйского субрегиона). Выделяются следующие функциональные разновидности лирических песен якутов: суол ырыа – дорожная песня (исполняется верхом на быке); айан ырыа – путевая песня (исполняется верхом на коне); кёр кюлю ырыа – увеселительная песня-частушка; тююл ырыа – ночная песня; суланыы ырыа – жалобная песня; энгэлгэнырыа – предсмертное пение и другие. Гимнические жанры музыки якутов связаны с традицией семейных и общеплеменных празднеств и обрядов, главным из которых является ысыах. На всех семейных и племенных праздниках центральное место занимают гимнические песни тойук – довольно масштабные поэмы с балладными сюжетами мифологического, легендарного и исторического содержания. Функционально они могут выступать в качестве благословения или восхваления (алгыс), как форма обращения к богам и покровителям природы, животных и людей. Музыкальная структура тойук основана на принципе интонационного динамического развертывания мелодии. Танцевально-мистериальной формой гимнического пения является хороводная сюита осуохай – противопоставление возгласного запева солиста и гетерофонной вторы хора. Известно несколько мелодичных типов осуохай; наиболее существенные отличия содержат хороводные песни оленёко-анабаро-хатангского региона. Шаманская музыкальная традиция якутов характеризуется особыми формами сольного пения – кутурар, интонируемого «от лица» духов-покровителей, вселившихся в шамана. Палитра вокальной выразительности шаманского пения чрезвычайно разнообразна: от истерического пения – мэнэрик ырыата до звукоподражаний голосам зверей и птиц. В шаманской практике имели место и монотонное пение, притупляющее боль, – кёгю – тюю ырыата; пение во сне или в полузабытьи – тююл ырыата; возгласы-воззвания к духам-помощникам – кириитэ. Пению шамана вторит его помощник – кутуруксут, иногда шаману хоровым пением – кётёгюнюю (о-а-х) вторят присутствующие на камлании соплеменники. Шаманские песни и пляски сопровождаются игрой на ритуальных инструментах. Звуковой идеал интонационной культуры якутов неразрывно связан со звучанием основного музыкального инструмента – хомуса (л-а-в), хамыса (я-и-к) – дугового металлического варгана с большой круглой петелькой (этот основной тип и другие разновидности инструмента представлены в Музее варгана-хамуса в Якутске). Согласно традиции, на хомусе играли преимущественно женщины, артикулируя (выговаривая) речевые высказывания или известные мелодии. Сложилось несколько видов традиционного музицирования на хомусе: сыыйа тардыы – протяжная игра, джюрюсютэн – вибрационная игра, джиэрэситии – звонкая игра. Большой популярностью пользовались звукоподражательные наигрыши: кэгэлэтии – кукушка, хаастатыы – журавли, кюерэгэйдэтии – жаворонок. Среди струнных инструментов, также имеющих важное значение в формировании звукоидеала в музыке якутов, наиболее популярны 3-струнная коробчатая смычковая лютня – крыпа, ыстрыыпа, кырыыпа, кырыымпа и ее простейшие фольклорные версии – 1–2-струнная трубчатая пико-лютня, цельная долбленая ложкообразная лютня с 2–3 струнами. Более ранними по происхождению инструментами являются джирилики муос саа (громко звенящий костяной лук), один конец которого при игре держат в зубах; джарыкта – 5-струнная цитра-бубен; кылысах – 2-струнная смычковая цитра с резонаторной коробкой.)Позднее возникли оркестровые модернизации якутских инструментов: тангсыр – 3-струнная щипковая коробчатая лютня; кылысах – 4-струнная коробчатая щипковая лютня. Наиболее популярная сфера современной якутской музыки – творчество мелодистов-песенников. Основоположники композиторской музыки Якутии – мелодист М.Н. Жирков и композитор Г.И. Литинский, создавшие в содружестве оперу-олонхо «Нюргун Боотур» (1947).

29 апреля 2013 в 12:22 571
 
 
Теги