Промо
 Подписаться
Поделиться

Жалею, что не встретился с Кругом!

Добрый рыцарь русского шансона

Впервые голос шансонье Сергея Ченского зазвучал на радио в 2010 году. За лиричные, искренние песни поклонники назвали его «добрым рыцарем русского шансона», а музыкальные критики не преминули отметить, что красивые мелодии и тёплый бархатный баритон, словно эхо Михаила Круга, продолжают лучшие традиции шансона.

— Сергей, перед нашей встречей я зашёл на ваш сайт ченский ру и поймал себя на парадоксальной мысли, что все песни очень разные. В одной я слышу блюз, в другой — отголоски рока, а в третьей — городской романс, но при этом вы позиционируетесь как автор-исполнитель в стиле шансон…

— Я не вижу никакого противоречия. Сегодня жанр шансона очень многогранен. Если десять лет назад его связывали исключительно с песнями на криминальную тему, то сегодня этот стереотип практически сломан. На мой взгляд, это просто честная, искренняя песня со смыслом. При этом не особенно важно, как она выдержана стилистически.

Для меня шансон — это и Бернес, и Круг, и Лепс. Мне комфортно в рамках жанра, он даёт простор для музыкальных экспериментов. В каком ещё стиле на альбоме, не ломая его концепции, спокойно могут соседствовать шуточные песни, любовная лирика, сатира или просто зарисовка из жизни? Только в шансоне. За что я его и ценю.

Да и как я могу не любить этот жанр, если шансон однажды спас мне жизнь…

— Вот отсюда поподробнее, пожалуйста!

— В середине 90-х я отвечал за безопасность одной очень крупной компании. Серьёзный бизнес часто сопряжён с большими проблемами, и однажды на меня было совершено покушение. Я ехал в машине, а перед этим как раз только купил новый сборник шансона. Наклонился, чтобы вставить кассету в магнитолу, как вдруг на автомобиль обрушились выстрелы. Я тогда чудом уцелел.

— Да, история впечатляет. Но давайте вернёмся к творчеству. Расскажите, как всё началось, когда впервые взяли в руки гитару, какая музыка звучала в вашем детстве и юности?

— Родом я из Рязани, а вырос в красивом, старинном городе Дмитрове. Отец был военным, а мама всю жизнь рядом с ним.

Мой дед привёз с войны очень замечательный трофейный аккордеон, и когда я подрос, отец отвёл меня в музыкальную школу. Месяца три я туда походил, а потом взбунтовался: «Не хочу!» И родители не стали настаивать. Сегодня я очень жалею об этом и своего сына всё-таки сумел убедить, что музыкальное образование необходимо. Пусть оно не пригодится ему в жизни, но поможет стать гармонично развитой личностью — наверняка.

Позднее я сам освоил гитару, играл с ребятами во дворе и даже пробовал сочинять. Большинство из юношеских опытов давно потеряно, забыто… Но одна мелодия стала песней. Я написал её к одному из своих любимых стихотворений Есенина «Табун».

Вырос я на советской эстраде. До сих пор с удовольствием слушаю Утёсова. Позднее увлёкся роком: «Машина времени», «Воскресенье» — всё было ново, интересно.

— Сегодня ваша дискография насчитывает уже 4 пластинки, а новейший альбом называется «Автопилот». Скажите несколько слов о нём.

— Когда я только начинал пробовать себя в качестве шансонье, то довольно долго искал свою манеру, образ, музыкальную подачу. Первые песни были записаны под одну гитару. Более того, на первых пластинках я исполнял не только свои песни. Но со временем, с опытом, пришло понимание, как это должно звучать, и я окончательно утвердился в мысли, что исполнять нужно свой, авторский репертуар. Если первые диски можно назвать во многих смыслах пробой пера, то «Автопилот» ― альбом с продуманной концепцией, с отличным саундом и, смею надеяться, интересными песнями.

— Знаю, что недавно вы закончили съёмки клипа на песню «Удача». Я когда услышал её, сразу вспомнил свой летний вояж по Балканам, обжигающую рюмку сливовицы и мелодии из фильмов Кустурицы. Получился такой яркий, сочный, как болгарский персик, хит.

— Идею песни «Удача» подбросил мне журналист Александр Кушнир. Он рассказал, что режиссёр Роман Либеров снимает документальный фильм о знаменитом писательском тандеме Ильфа ― Петрова и предложил попробовать сочинить саунд-трек. Я сразу вспомнил Остапа Бендера, и получилась песня. В картину она не вошла, Рома к тому моменту всё уже смонтировал. Но я всё равно решил её записать. Работали на студии Сосо Павлиашвили. Аранжировки делал Олег Ураков, известный по альбомам Михаила Круга и Рады Рай, партию духовых сыграл трубач из команды Леонида Агутина, настоящий виртуоз Алексей Батыченко, наш друг Валерий Сёмин подыграл на баяне. Песня всем очень понравилась, мы, что называется, поймали кураж и оторвались на записи от души. Вещь получилась очень задорная, весёлая.

Когда свели её, то разместили в интернете. Нам говорили: «Зачем? Шансон мало качают!» А в итоге её скачали уже тысячи человек, песня зазвучала на радио. Оценив реакцию слушателей, решили снимать клип и отправились во Львов на съёмки. Там и вертолёты летали, и поезда ездили, и актеры наши по старинным львовским улочкам бегали…

— А вы?

— А я играл в шахматы. Так было задумано по сценарию. Я весь ролик сижу в осеннем дворике и играю в шахматы (смеётся).

Сейчас видео монтируется, и совсем скоро зрители увидят его. Премьера состоится на крупнейшем музыкальном интернет-канале «ELLO».

— Не так давно вы начали сотрудничать с экс-солисткой группы «Мираж» Светланой Разиной и уже записали дуэт «Женщине верить нельзя», премьера которого состоялась на Первом канале весной…

— Эту песню написала сама Светлана и сначала исполнила её с Натальей Гулькиной, но, по её собственному признанию, песня не раскрылась.

Когда мы встретились, Светлане стало интересно, как композиция зазвучит в дуэте с мужчиной. По-моему, всё получилось, да и сама Разина как-то сказала в интервью, что тандем с Сергеем Ченским подарил песне новый смысл, сделал её более острой, драматичной.

Новый клип ― это такая музыкальная история в двух частях. Первая серия уже почти снята на всем известный хит «Музыка нас связала», вторая будет — «Женщине верить нельзя». Сюжет причудливо перетекает из одной части в другую. Интрига сохраняется до самого конца. Проделана огромная работа по подбору костюмов на киностудии им. Горького, есть сцены на лошадях, в готических интерьерах… Не хочу раскрывать все карты, но точно знаю, что зрителей ждёт немало сюрпризов.

— Сергей, вместе с вами находится ваш друг и продюсер Дмитрий Михин. Однажды я смотрел телеинтервью, где Дмитрий с гордостью показывал свою коллекцию уникальных гитар, там и шикарный «Гиббсон» и юбилейный «Фендер». А у вас есть хобби? Как отдыхает Сергей Ченский?

— Дмитрий — прекрасный музыкант, автор песен, лидер группы «АГО», сам виртуозно играет на гитаре. Я же не могу похвастаться таким владением инструментом и даже на концертах выступаю без гитары, предпочитаю, чтобы мне аккомпанировали профессионалы. Так что коллекции инструментов у меня нет, да и хобби особого, признаться, тоже нет.

Я очень люблю собак. Это началось ещё с армии, где я служил кинологом. Сегодня у меня в доме тоже обитают две азиатские овчарки, одна, правда, старая совсем, у неё после инсульта отказали задние ноги, и пришлось ей купить такой специальный собачий протез, такие колёса вместо задних лап. Вот она с ними по участку теперь и носится. А в остальном… Люблю, конечно, хорошую компанию, баню, люблю посидеть друзьями, но в последние годы больше времени стараюсь проводить с семьёй.

— А можно несколько слов о семье?

— У меня хорошая семья. Жена когда-то профессионально пела в хоре, поэтому она, наряду с Дмитрием Михиным, первый слушатель моих песен. Старшая дочка — аспирантка, преподаватель, и сын — школьник, ему сейчас 12 лет. Он серьёзно увлекается историей, и последние годы, если мы едем на отдых, то уже не за тем, чтобы лежать на пляже, а чтобы лазить с ним по древним развалинам. Он у меня парень очень обстоятельный, вдумчивый. Сначала изучит предмет досконально, а потом говорит: «Папа, едем в Грецию!» Мы с ним уже побывали во всех египетских пирамидах, исходили в Афинах все тропы, все храмы осмотрели. Так что семья — моё главное увлечение в жизни. Ну и творчество, конечно (смеётся).

— С кем бы вы хотели пообщаться: с Михаилом Кругом, Владимиром Высоцким или, может, с Сергеем Есениным?

— Наверное, всё-таки с Кругом. Песни Высоцкого я почти все знаю наизусть, о нём столько написано и сказано, что, кажется, и тайн никаких не осталось.

Есенин… Если бы я был моложе, однозначно сказал бы: «Да». А сейчас, скорее, нет. Вот с Кругом мне бы хотелось поговорить о жизни. К сожалению, я даже мельком не сталкивался с ним при его жизни, но песни слушал и слушаю постоянно. Мне бы хотелось поговорить с ним, чтобы попытаться понять, как простой тверской парень, бывший шофёр, не имея музыкального образования, связей, денег, сумел своими песнями покорить всю Россию.

— Раньше достаточно было выпустить альбом, и популярность была обеспечена. Сегодня всё иначе — люди тонут в океане информации, и чтобы выплыть в нём, артистам приходится изобретать всякие «плавсредства»: скандал, эпатаж, небылицы… А на что готовы вы ради славы?

— Ни на что. Готов только работать. Я человек старой закалки и консервативного мировоззрения. Мне не понять сегодняшних приёмов, когда ради минуты эфира, каких-то мифических рейтингов люди идут на всё, что угодно. Мне кажется, что ни делай, если нет материала, народ его не услышит, а если есть в песнях правда, красота, искренность, то они травой прорастут без всяких скандалов.

— Что пожелаете читателям и себе в наступившем году? Есть у вас мечта?

— Всем желаю одного — мира. Это действительно самое главное. Себе могу пожелать немного вдохновения и терпения. Мечта? Пусть прозвучит нескромно, но я всегда помню слова Бродского: «Главное ― это величие замысла». И потому скажу откровенно: мечтаю собрать аншлаг в Кремлёвском дворце. Пусть не в наступающем году, но через год — наверняка!

Беседовал Максим Кравчинский


21 апреля 2014 в 14:46 346
 
 
Теги