Промо
 Подписаться
Поделиться
Рекомендуем

статья «О творчестве и славе»

Автор: Виталий Берестинский. Данная тема очень неоднозначна и сложна — слава, популярность, пиар, продвижение собственной музыки или иного вида творчества… Меня она давно интересует — я прочел истории многих известных музыкантов, которых поначалу не воспринимали долго и упорно, а те также долго и упорно продолжали пробиваться в свет, а потом вдруг — случай! и отношение к ним тут же переворачивается буквально с ног на голову: новоиспеченные звезды нарасхват, а цепкое внимание поклонников и прессы становится порой невыносимым. Есть настоящие таланты, которые вообще не добились успеха. А кто-то стал известен лишь после своей смерти… Вот, например, что пишут о весьма неординарном писателе Сигизмунде Кржижановском: «Прозеванным гением» назвал Сигизмунда Кржижановского Георгий Шенгели. «С сегодняшним днем я не в ладах, но меня любит вечность», — говорил о себе сам писатель. Он не увидел ни одной своей книги, первая книга вышла через тридцать девять лет после его смерти. Сейчас его называют «русским Борхесом», «русским Кафкой», переводят на европейские языки, издают, изучают и, самое главное, увлеченно читают. Новеллы Кржижановского — ярчайший образец интеллектуальной прозы, они изящны, как шахматные этюды, но в каждой из них ощущается пульс времени, и намечаются пути к вечным загадкам бытия…» Знаменитый мученик Винсент Ван Гог, который, если я не ошибаюсь, не продал при жизни ни единой своей картины, но который трудился как одержимый, бывало утверждал, что после его кончины его работы будут стоить миллионы. Людям были нужны только картины, но без Ван Гога «в придачу»! Люди будто специально выжидали, когда творца не станет на грешной Земле, чтобы заняться дележом «наследства». Сам художник как личность и человек не смог вписаться в этот мир, судя по всему, оказавшись для него излишне хрупким, чутким, добрым. Это ему говорили даже священнослужители: «Винсент, ты слишком добр». По большому счету, Ван Гог был вынужден играть роль сумасшедшего. Интересна история дебютного альбома группы «Boston», вышедшего в свет в 1976 году. Лидер группы Том Шольц, в собственной студии в подвале, в одиночку, самозабвенно экспериментируя, записывал свой первый альбом в течении шести лет!!! Лишь изредка к нему наведывались приглашенные вокалист и барабанщик. Затем он неоднократно посылал демо-пленки во множество лейблов. И все его отвергли. Когда Шольц уже начал подумывать о том, чтобы забросить музыку, продать всё оборудование и поставить жирный крест на творчестве, ему пришли положительные ответы сразу от трех мейджор-лейблов! А в дальнейшем этот диск «Boston» стал одним из самых продаваемых в мире альбомов, а музыка группы — эталоном мелодичности и качественного звука. Очень любопытна и показательна воля случая, или воля судьбы, в биографии всемирноизвестного писателя Стивена Кинга. Первые два его романа многократно отвергались издательствами. В отчаянии он выбросил рукопись одного из них в мусорную корзину, но по настоянию жены достал и еще раз послал в очередное издательство. Ответом был чек на 2500 долларов! Все это напоминает некую высшую проверку на прочность, на упертость (в хорошем смысле). Проверку на то, уверен ли ты в своей мечте, уверен ли ты в том, чего ты хочешь добиться. Кто не знает группу «Queen» и ее харизматичного вокалиста (и клавишника) Фредди Меркьюри. Ну, разве что отшельник, проживший в тайге полвека  «Queen» - это титаны рок-музыки, мировая легенда! Но и у группы «Queen» поначалу дела буксовали. Вот что вспоминает гитарист Брайан Мэй о начале их карьеры: «Нас долго игнорировали, а затем все бросились нас критиковать. Не было такого оскорбления, которого бы не бросили нам в лицо. Только когда появился альбом «Sheer Heart Attack» (1974г.), ситуация начала понемногу меняться. Но даже тогда нас все равно довольно серьезно поругивали». Мнения о группе у зрителей и журналистов оказались диаметрально противоположными. Для некоторых представителей музыкальной прессы, они превратились в настоящих козлов отпущения. Но решимость музыкантов добиться успеха лишь крепла. Они хотели быть только первыми (ни много ни мало!). Фредди Меркьюри как-то сказал по этому поводу: «В этой индустрии ты должен обладать большой самоуверенностью. Бесполезно и глупо говорить, что она тебе не нужна. Если ты начнешь говорить себе: «Возможно, я недостаточно хорош, возможно, мне стоит довольствоваться вторым местом», ничего хорошего не выйдет. Если ты хочешь попасть на вершину, ты должен быть уверен в себе». Поэтому скромный и застенчивый Фарух Булсара (таково настоящее имя Фредди) для всего внешнего мира превратился в невероятно общительного, напористого и эпатажного Фредди Меркьюри. Очень метко выразился по поводу критики Пит Таунзенд из «The Who»: «Многие из моих самых строгих критиков действительно думают, что глядя снаружи, можно понять, что творится внутри. Разница между артистом и журналистом заключается в том, что артист имеет дело с истиной, а журналист – с мнениями и фактами». Дело это очень тонкое. Как говорится, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Порой люди тратят громадные силы и ничего не получают взамен. И наоборот, так сказать, палец о палец не ударив, становятся невероятно популярными. Но за популярность надо расплачиваться — это факт. Как, чем и когда — это второй вопрос. В этом я убежден. Хотя слово «расплата» звучит несколько угрожающе и мрачно. На самом деле, речь идет скорее о правильном распределении вложенных сил и энергии, об их равновесии, а также об ответственности и определенном самоконтроле. Тут ведь как: главное — стараться быть настоящим человеком. Если в погоне за славой музыкант теряет нечто истинное, настоящее, человеческое, например, радостное состояние души и внутреннюю свободу, то его приобретениям, что приносит популярность — грош цена. А скорее всего это будут либо деньги или что-то материальное, либо возможность тешить свое самолюбие, купаться в лучах бездумного почитания толпы… Вот что говорит участник оригинального состава старой культовой группы «New York Dolls» Дэвид Йохансен: «Если ты художник и музыкант, твое искусство должно прежде всего удовлетворять тебя самого, а не рынок. Для меня успех – это способность чувствовать внутреннее удовлетворение и при этом быть источником вдохновения для других». Творчество – это то, что человек хочет и способен дать людям (но в первую очередь – самому себе), вдохновенный поток, который фантанирует изнутри. Но люди могут ожидать от творца совсем другого. Совпадение этих ожиданий и того, как творец выражает себя в искусстве, оставаясь свободным, и есть успех. Также и в обычной жизни – мы не только проявляем себя по собственному усмотрению, но и вынуждены вписываться в окружающую среду, в общество, не сильно противопоставлять себя и при необходимости идти на компромиссы. Нас постоянно как бы преследует противоречие между разумом и сердцем, то есть несоответствие между тем, что мы желаем получить или сделать, и тем, как надо поступать в соответствии с этикой, правилами, нормами и законами. Такой же выбор порой стоит и перед творцом: в первую очередь проявлять самобытное творческое «я» или стараться быть угодным большинству (при условии, что изначально большинство не принимает творца таким, каков он есть). Существуют, правда, прирожденные революционеры, возмутители спокойствия, разрушители системы, которым просто наплевать на мнение каждого в отдельности и общество в целом. Такие люди убеждены, что они пришли сюда, чтобы сломать этот чертовски дрянной мир и построить новый. А этого никогда не сделаешь, если будешь все время действовать с оглядкой на чье-то мнение в свой адрес… Очень болезненным бывает ожидание положительного отклика – а его все нет и нет. Большинство авторов в глубине души искренне полагают, что они создали нечто грандиозное и совершенно особенное. Иначе не было бы такого повального стремления показать кому-то и выложить в интернете. «Такое надо публиковать! Оно должно быть услышано!» И авторов можно понять, ведь в процессе творчества они приобщились к Высшим сферам, к божественному. И это их внутренняя жизнь. Но только их. И пока больше ничья. А вот насколько творец способен передать то божественное, к чему он прикоснулся, слушателям (или читателям и зрителям) - уже другой вопрос. Это такой же талант, как и собственно талант творить искусство. Состояние эйфории и нетерпеливого ожидания может перерасти в злобно-параноидальное, если то, чего человек всей душой ожидает, не происходит в жизни. Человек полагает, а Бог располагает! Но здесь хочется добавить: делай, что должен, случится, чему суждено! Замечательно, если труд и муки ожидания окупятся сполна, как это произошло с гитаристом известной рок-группы «Magnum» Тони Кларкином (он также является автором всей музыки коллектива). Об этом следует рассказать подробней… Первые два альбома «Magnum» - «Kingdom Of Madness» (1978) и «Magnum II» (1979) –великолепны. Но когда они были изданы, то прошли практически незамеченными – такое бывает. Не повезло, по разным причинам. Скорее всего, их выпустили не в то время и не в том месте, либо сделали некачественный промоушен… Вскоре у основного автора, Тони Кларкина, уже был готов материал для следующего альбома. Более того, он чувствовал, что это будут его лучшие песни. Музыканты, ведомые знаменитым продюсером Джеффом Гликсменом (он прославился, работая над альбомами американских прог-рокеров «Kansas») с большим оптимизмом и воодушевлением приступили к созданию третьего альбома, который был записан всего за 13 дней! Во время прослушивания готового альбома, в комнате вместе с музыкантами присутствовали Оззи Озборн и его гитарист Рэнди Роудс. Оззи, услышав припев одной из песен, пробормотал что-то вроде: «Боже! Мы никогда не слышали ничего настолько колоссального». Альбом назвали «Chase The Dragon». Однако на лейбл Jet, на который тогда была подписана «Magnum», обрушились финансовые проблемы, и он не заплатил студии за запись альбома. В результате студия не отдала пленки. А Тони Кларкин, сознавая, что он создал превосходный альбом, пребывал в эйфории и с нетерпением ждал его выпуска. Ждать ему пришлось долго - примерно два года. Альбом вышел лишь в начале 1982-го. В чартах он занял 17 место – это высшее достижение группы за всю их историю… Готовиться надо, в том числе, и к тому, что с приходом славы музыкант как личность будет в гораздо меньшей степени принадлежать самому себе. Безжалостная машина шоу-бизнеса возьмет его в оборот, сделав винтиком, деталькой, лишив возможности свободного творчества и просто физической свободы, постоянно указывая — ЧТО делать и КОГДА делать. КОГДА, следуя контракту, надо писать новый альбом, КОГДА ехать в тур в поддержку диска, КОГДА давать интервью в прессе или на телевидении и прочее. И музыкант вынужден с большинством условий соглашаться. Иначе будет лишен славы и предан забвению, теми, кто управляет этой самой машиной — менеджерами, коммерческими и концертными директорами, продюсерами, спонсорами (ради справедливости следует заметить, что вышеперечисленные должности занимают люди с самой различной степенью человечности и мерой алчности, так что…). Я описал прямо-таки апокалиптическую картину, не правда ли? :-)) Называется «апокалипсис духа». Сказанное мной относится, естественно, лишь к КОММЕРЧЕСКОЙ музыке или к коммерческой составляющей в деятельности музыкантов, ведь те подчиняются пресловутой конъюнктуре рынка, которая, в свою очередь, определяется навязываемой свыше, ИСКУССТВЕННО создаваемой МОДОЙ. Следует заметить, что ТВОРЧЕСТВО для музыканта, вставшего на путь популярности, СТАНОВИТСЯ РАБОТОЙ. А работа — это уже совсем иное состояние души. Тут начинают действовать, скажем так, другие законы, где последнее слово — за работодателем. И если ты не талантлив и одновременно не способен жестко отстаивать свои интересы, это слово будет стандартным в таких случаях — «не устраивает — скатертью дорожка. Незаменимых людей нет». Однако я отвлекся на смежную тему — трудоустройство и взаимоотношения с начальством :-)) Мой подход в целом — здравая оценка положения, учитывая все факторы. Я их суммирую и решаю — «дергаться» мне или нет. Конечно, все мы живые люди, и нередко нас тащит вперед слепое желание, быть во чтобы-то ни стало оцененными по заслугам (как нам кажется). Желание, которое сидит в нас с детства. Тем не менее, необходимо спокойно сесть и заглянуть в самое сердце, в самое свое нутро и откровенно ответить на вопросы: Действительно ли ты желаешь славы и той жизни, что она приносит следом? Готов ли ты к такой, новой жизни? Но, независимо от того, какими будут ответы, внутри у меня есть вера (это как вера в Бога, есть она — и всё тут), что я творю и делаю это не зря. Я верю в судьбу, в закономерность событий. Хотя зачастую они предстают перед нами в виде хаотичных случаев. Но будущее делаем мы сами своими действиями, поступками. Главное в жизни — найти СВОЕ направление, СВОЕ дело! Любимое дело! Если дано свыше — будет популярность, не дано — не будет. Тем более, что популярность также быстро может исчезнуть, как и появиться. Даже в обычной жизни, то все разом проявляют внимание к тебе, то вдруг словно забывают о твоем существовании. Многие музыканты (или, например, актеры) признавались в одном и том же: «Сначала тебе все звонят каждый день, а потом не звонят вовсе». И такие перепады – обычный, естественный процесс. Если человек проявит стойкость и силу духа, то падения и «провалы», несомненно, идут только на пользу. Но музыкой надо продолжать заниматься несмотря ни на что (конечно, если ты сам считаешь, что у тебя всё получается), совершенствоваться, расти, стремиться! Но даже если вначале и не получается, со временем научишься обязательно! Как говорится, хочешь сделать хорошо, сделай сам! И получи кайф от процесса и результатов своего творчества! Чего и вам желаю! Никто, разумеется, не застрахован от ошибок. Однако на то мы и люди, чтобы учиться на ошибках :-) Хочу закончить словами, сказанными в 2012 году 70-летним Роджером Чепманом – вокалистом очень успешной в конце 60-х-начале 70-х годов прогрессивной рок-группы «Family» (она распалась в 1973 году): «Я часто повторяю, что скоро уйду на пенсию. И говорю это вполне серьезно. Но пока я просыпаюсь в четыре часа утра от того, что в моей голове родилась новая мелодия, думаю, я буду продолжать играть». Январь 2011г. — …
13 сентября 2015 в 09:36 247
 
 
Теги