RealMusic
Андрей В. Евсеев - поэт, композитор, исполнитель
Андрей В. Евсеев - поэт, композитор, исполнитель
воскресенье, 5 февраля 2017 г., 11:06

Можно ли стать композитором не зная нот?

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Сегодня у меня праздник - за 2 неполных месяца блог просмотрели 200 раз! Хотя, по расчётам, регулярно мою страницу просматривают около 20 человек.

Сегодня захотелось поговорить о музыке, о том, как создавались мои произведения. 

Если бы мне в 20 лет кто-нибудь сказал, что я к 50-ти годам буду называть себя композитором, ни за что бы не поверил. Например, поэтом средней руки может стать в принципе любой - требуется лишь время и усидчивость. Графоманов по миру бродит немало, и у них иногда получаются неплохие стихи. При этом идеи можно подворовывать у более удачливых стихосложителей. Как-то, по просьбе дочери я перевел стихи некоего английского поэта и срифмовал их, сохраняя идею и пропорции оригинала. Получилось неплохо. Есть мнение, что переводчики стихов в значительной мере конкурируют с поэтами, т.к. перевод может быть интереснее и популярнее первоисточника. 

Читать и писать нас учили в школе. Были там и уроки музыки, где давались представления о нотном строе и шедеврах мировой классики. Некоторые родители нагружали своих отпрысков музыкальной школой. Я в тайне завидовал этим ребятам. Меня всегда тянуло к пианино. Будучи в гостях у тёти Ларисы, я садился за инструмент брата и пытался одним пальцем подбирать простые мелодии. Мне в голову не приходило, что я тоже могу ходить в музыкалку. Родители моей тяги не замечали. Я всегда сам выбирал технические кружки и хобби. Учился тоже без контроля, причём весьма прилично. Много читал (это от отца).

И вдруг у соседа-старшеклассника Саши Митроченкова появилась гитара. Именно он показал мне первые 4 аккорда и предоставил гитару для тренировок. Ощущения были непередаваемыми. Сначала я разучил глупейшую песню про "Батальонного разведчика", потом взялся за серьезные произведениия типа "Сереневого тумана".

В 16 лет у меня наконец появилась собственная гитара. Её гриф до сих пор храню в рабочем кабинете. Именно этот дешёвый инструмент стал для меня мостом в мир настоящей музыки, а затем и творчества. 

Я рос меломаном - жил в окружении проигрывателей, магнитофонов, пластинок и плёнок. Благодаря хорошей памяти, знал наизусть тексты многих песен советсткой эстрады и современных рок-групп. Теперь же появилась возможность всё это пропустить через себя. В моём окружении было много ребят, в основном студентов-медиков, владевших на разном уровне техникой игры на гитаре. Это оказывало положительное влияние на и на мое исполнение хитов того времени. Нас вдохновляли рок-группы "Машина времени", "Воскресенье", "Динамик". Из сольных исполнителей безусловным лидером был Юрий Антонов. Из бардов очень уважали Владимира Высоцкого, смерть которого в 1980 году потрясла всех любителей музыки.

Я уже рассказал вам как безуспешно пытался писать стихи и песни в тот период. Наступил момент, когда я полностью разочаровался в себе как потенциальном творце. По-прежнему брал в руки гитару, старался оттачивать технику, часто пел в дружеских компаниях.

Честно говоря, играл я так себе. Голосом владел плохо, фальшивил напропалую. Из таких композиторы, говорят, как из г... пуля. И вот к 33 годам меня "пробило" на стихи.

Разумеется я тут же стал их пытаться петь. К удивлению это оказалось совершенно не сложным. Музыка как бы сама выходила из темы и ритмики стихов. Как правило, хватало нескольких минут, чтобы выявилась музыкальная конва. Проблема была с запоминанием свежих мелодий. К счастью, у меня был магнитофон, который выполнил и роль компьютера, и явился каналом обратной связи. Слушая себя, я подмечал ошибки текстов, мелодии и исполнения. Сразу же вносились коррективы. 

Песни накапливались быстро. Уже к концу 1998 года их было более 20-ти. Тогда-то я и записал свой первый самопальный компакт-диск с интригующим названием "Сядь ко мне на колени" в соответствии с титульной песней (сейчас песня называется "Пленник"). Песни были довольно короткими, так как в них отсутствовали вступления, проигрыши и музыкальные концовки. Я так и не освоил мастерства настоящего музыканта, и ноты знал лишь по названиям, да ещё вспоминал о них при настройке гитары. Но в песнях было главное - оригинальная мелодия. Иногда улавливалось сходство с уже известными произведениями, так сказать, получался случайный плагиат. В этом случае я старался уйти от сходства как можно дальше. Труднее было избавиться от "воровства" у самого себя, ведь некоторые стихи имели одинаковую ритмическую основу, как например "Алые паруса" и "Две свечи", которые были написаны в один день за время поездки в автобусе из Брянска в Смоленск. Но, как не странно, в какой-то момент приходило озарение, и рождались красивые, совершенно разные мелодии.

К 2013 году накопилось материала на 4-5 отдельных диска (всего около 100 песен). Многие из них я выставил на сайте "Радио 101.ру". И тут появился Игорь Москалёв.

Игорь Анатольевич Москалев в прошлом закончил Барнаульский медицинский институт. Работал врачом-неврологом, с трудом сводил концы с концами. В какой-то момент он увлекя биодобавками, вернее сказать, их распрорстранением. Теперь он главный менеджер компании "Арго" (Москва, Новосибирск).

Гостя в Англии у родственников, он через интернет услышал мои песни и захотел встретиться лично. По-моему первая встреча произошла в Смоленске в 2011 году. Мы подружились. Впоследствии я неоднократно выступал с небольшими концертами в московском офисе компании. Именно Игорь предложил мне двинуться дальше, довести песни до широкого слушателя, придав им форму законченных произведений. Понимая, что такая работа требует серьёзных материальных издержек, он выступил в роли мецената - половина песен моего первого диска "Я знаю!" записаны за его счёт.

Оставалось найти опытного аранжировщика. Эту задачу решил профессор нашего вуза Сергей Юрьевич Никуленков. Заведуя одной из хирургических кафедр СГМУ, он оставался постоянным участником старейшей смоленской рок-группы "Смоляне", играя в ней на ударных инструментах. Сергей порекомендовал мне Александра Владимировича Черненкова - одного из музыкантов коллектива, владельца современной студии записи. Тогда она называлась AlexHomeStudio. 

С этого момента (2014 г.) я начал пребывать в совершенно новых для меня ощущениях. Я видел как Саша превращал моих "гадких утят" в белых лебедей. Пречём песня оставлась той же. Процесс можно сравнить с переходом черно-белого изображения в цветное. Отталкнувшись о гармонии, Александр легко создавал красивые вступления, концовки и замечательные проигрыши. А я сидел и думал - неужели это всё создал я?

Отдельно о записи голоса. Всем известен эффект микрофона, который делает голос не только громким, но и более выразительным, особенно если его слегка обработать, используя возможности микшера. Это похоже на пение в абсолютно пустом помещении, где формируется феномен эха, или по-научному "феномен реверберации". Порой даже мои знакомые сомневались в том, что пою именно я, услышав готовые записи. Но отмечу, что до некоторой степени, непохожесть обусловлена ещё и тем, что поём мы, как правило, голосом существенно отличным от разговорного. Просто не обращаем на это внимание до тех пор, пока не услышим запись. Я могу петь на разных регистрах. Саша оценил мой голос как "бас-баритон". Но я могу спеть и по-юношески, или же на крайне низких нотах. Добавлю, что во время исполнения мне довольно трудно бывает раскрепоститься, чтобы петь полной грудью. В связи с этим, многие песни я скорее проговариваю, чем пропеваю. Это иногда критикуют мои слушатели.

Хочу ещё несколько слов сказать об Александре Черненкове. Работать с ним - огромное удовольствие. Саша не просто выполняет работу звукооператора. Высокое качество результата во многом обусловлено его режиссерской работой с исполнителем. Его советы, иногда даже требования к подаче песни, вплоть до произношения отдельных букв, позволили довести мои творения до того состояния, в котором каждый из вас может их прослушать и оценить. Вместе мы создали 26 песен, включая весь первый альбом.

На сегодняшний день я записал всё, что мне казалось лучшим, в чём я был абсолютно уверен. 71 песня. Это много или мало. Если учесть, что кроме аранжировки в них всё моё от задумки до исполнения, то, наверное, есть чем гордиться. Хотя я знаю авторов, написавших более 400 (и очень неплохих) вещиц. Но не все решаются пойти до конца, не у всех имеются денежные средства, технические возможности. Но главное, не всем на пути встречаются замечательные помощники!

И вот сижу я перед вами (то есть, перед компьютером), композитор Андрей В. Евсеев, без музыкального образования, без знания нотной азбуки, и, как не странно, не стесняясь этого абсолютно. Видно так было угодно Богу.

До новых встреч,

ваш Андрей В. Евсеев, профессор-композитор, а не наоборот.

На фото слева - Игорь Анатольевич Москалёв, справа - Александр Владимирович Черненков

0