RealMusic
Руслан Богатырев
Руслан Богатырев
пятница, 30 марта 2018 г., 14:18

За красоту русского слова

В феврале 2018 г. Русское общество классического романса выступило инициатором арт-движения «За красоту русского слова».

Из интервью основателя и отв. секретаря Русского общества классического романса Руслана Богатырева для Московского клуба русской эстетики:

— Традиции красивого и выразительного русского слова во многом были заложены в Российской империи. И одним из самых ярких деятелей этого направления был князь Сергей Михайлович Волконский, внук знаменитого декабриста С.Г.Волконского. В 1899-1901 гг. князь С.М.Волконский был директором Императорских театров. Поддерживал С.П.Дягилева, привлёк к работе художников группы «Мир искусств», многих участников будущих знаменитых «Русских сезонов» в Париже, фактически и давших начало всемирному бренду «русский балет». Работами С.М.Волконского активно интересовался К.С.Станиславский, что позднее вылилось в сотрудничество С.М.Волконского с Московским художественным театром (МХТ) и включение его в состав художественного совета МХТ. С 1926 г. постоянно жил в Париже, где занял ведущее место в среде театральных критиков. Был избран почётным членом Тургеневского общества. С 1932 г. возглавил Русскую консерваторию в Париже, основанную С.В.Рахманиновым. Основные свои воззрения на художественное слово закрепил в книге «Выразительное слово» (1913).

Увы, слово сегодня стало пустым, бессодержательным. И в жизни, и в искусстве. Его много, слишком много, но оно практически ничего не значит. Как верно заметил в прошлом веке Леонид Леонидович Сабанеев, профессор математики Императорского Московского университета, ученик С.И.Танеева и Н.А.Римского-Корсакова, профессор Русской консерватории в Париже, если музыки много, она теряет в качестве и вульгаризируется. Музыка,— писал он — рождается из великой тишины. Теперь же нет этой тишины — кругом великий гвалт и шум. То же справедливо и для слова.

Та лавина информации, которая обрушилась на человечество с приходом новых средств глобальной коммуникации, во многом оглушает и ослепляет человека. Технологии устранили, смыли защитную плотину, по сути разрушили ментальную иммунную систему, и человек вынужден как-то выплывать в условиях искусственного информационного потопа. Ежедневного потопа. Да, человек приспосабливается, пытается выжить и в этих условиях. Но в подобном шуме способен уловить, выделить чаще всего лишь самые громкие сигналы: скандальные темы от ведущих СМИ, трагические, необычные, провокационные, эпатажные события... Это хорошо известно. И этим успешно пользуются.

Ритм и пульсация жизни за последние четверть века существенно изменились. Сто с лишним лет назад Александр Блок сокрушался, что в разговорной речи трудно цитировать стихи. В тургеневские времена ещё было можно, а в начале XX века стихи стали отдельно от прозы. А какие теперь, в XXI веке, стихи в разговорной речи? Это уже что-то из разряда фантастики.

Благодаря технологиям стало очень много отвлекающих факторов, которые не дают возможности выделить по-настоящему важное и сосредоточиться на нём. У человека формируется иллюзия свободы выбора. Но это во многом именно иллюзия. Он плывёт по воле волн в этом бушующем океане всеобщей какофонии.

Девальвация слова — явление объективное. В наши дни царит диктатура полезности и прагматизма. К этому подталкивает сама жизнь. Если слово не находит точного отклика внутри, в душе, оно для человека теряет смысл. Когда начинают превалировать инстинкты, слово должно быть без второго плана — чем проще и приземлённее, тем лучше его понимают. Таково слово в быту. Но таким оно становится и в творчестве.

В записных книжках Александра Блока запечатлена глубокая мысль: «Cтихи — это молитвы». К сожалению, сегодня в пении чаще всего слово — пустое сотрясение воздуха. В нём нет смысла. Нет глубины. Нет красоты и изысканности. Нет даже поэтической напевности. Слово в сегодняшней песне — просто незатейливый словесный абажур ритма, гармонии и мелодии. В современной песне стихи превратились в междометия. Так уж повелось. Мы с этим свыклись. Это стало нормой.

Почему же песенное слово потеряло свой вес и растворилось за далью минувших дней? Мы нередко предпочитаем слушать зарубежные песни, либо не зная, либо лишь примерно понимая, о чём там идёт речь. Этого нам хватает. И мы даже не пытаемся осознать, насколько это важно. Прежде всего, для нас самих. Такое отношение невольно переходит и на песни на родном, русском языке. Сегодня в популярной музыке простому слушателю нелегко отличить качественное от заурядного. В музыкальном плане. Но на уровне поэтическом это ведь сделать в разы проще. Положите на бумагу два текста и просто внимательно их прочитайте. Это несложно. Однако для нас этот уровень, увы, почти не имеет значения.

В вокальной музыке осталось не так уж много заповедников русского слова. К ним можно отнести русский романс, духовные песнопения и, пожалуй, бардовскую песню. Арт-движение «За красоту русского слова» и возникло как ответ на девальвацию слова. И нам в силу своих скромных возможностей хотелось бы способствовать возрождению в России традиций красивого и выразительного слова, прежде всего, через позабытые шедевры и лучшие образцы русской поэзии Серебряного века, через их органичное слияние с музыкой.
0