Подписаться
Поделиться

Субъектив в квадрате - XXIX Мосгор

-or, -ris, -tur, -mur, -mini, -ntur...

Третий тур Мосгора 14 апреля прошёл, я на галу этого же самого Мосгора - нет. Печально, но что поделаешь... В этом году как-то очень мало зрительских мнений, никто ничего не обсуждает в открытом пространстве и это тоже печально, так что могу теперь добавить два словца в пустующую копилочку впечатлений.

Я пропустила, может, два-три концерта Первого тура, так что можно пробежаться быстренько по всему конкурсу, кратко останавливаясь на ярких впечатлениях - просто на том, что сейчас держит моя память и о чём можно говорить, по минимуму обижая людей. 

ПЕРВЫЙ ТУР - ВТОРОЙ ТУР

Александр Галаганов - полный автор с двумя забавными песнями. Оба раза выступил стабильно хорошо, сам по себе человек харизматичный, так что зал его тепло воспринимал. Не очень удивилась бы, если бы он прошёл в Третий тур, но он не прошёл*

* тут не могу не нарушить последовательность, вспомнив про Александра Пашкова. В номинации "автор" он тоже подал две смеховых, но едва ли смешных песни, на порядок грубее и безвкуснее галагановских, но - к моему величайшему удивлению - он-то прошёл аж до Третьего тура. Почему на предпоследнем концерте звучала песня про хомяка, а не про про сыщика, а образ мира земного, засунутого в шляпу фокусника, проиграл образу унитаза, в котором "сливают" врагов - я не понимаю. То есть, если не прошёл Александр Галаганов - ладно, пусть, но как же тогда проходит кто-то значительно... слабее? Это больше всего задевает.

Как автор музыки на чужие стихи понравился Евгений Бобков, особенно с "Зимним романсом". Может и ничего очень сложного в его мелодиях, хотя они и внимание на себя обращают местами, и привязываются, но главное - общее впечатление приятное. Учитывая то, как мало хороших авторов музыки, я бы хотела видеть его в Третьем туре, но всё-таки его отсутствие, конечно, не было таким уж удивлением.

У Натальи Ивановой понравилась песня про кролика, особенно по первому прослушиванию, но зачем она пела вторую песню, тоже непонятно. На Втором туре выступила сильно хуже, может, если бы подалась с другими песнями, было бы другое впечатление, более серьёзное. В "Кролике" голос, мелодия и манера исполнения завораживали своей необычностью, но это ощущение осталось в границах одной только песни.

Ансамбль "Берег" на Втором туре понравился очень, хотелось бы его когда-нибудь увидеть в финале, несмотря на какую-то периодическую грязь в разложениях, которая до определённого рубежа неизбежна в таком большом коллективе, где каждый слышит голоса друг друга в микрофоны-мониторы и сквозь сценическую нервотрёпку.

Было интересно слушать Сергея Николаева, который периодически подкидывал какие-то яркие и звучные образы: 

"Но оставим же метафор и сравнений крендельки
На съедение литературоведам..." - 

Однако рефрен про каторгу-малину впечатление портит. Песня про цветок понравилась куда меньше, хотя и там есть красочные строки. Но это всё, конечно, не о Конкурсе АП.

Повеселил Всеволод Мишагин. Когда рядком одна за другой идут серьёзные, лирические и требующие обдумывания песни, за окнами стремительно темнеет, слушатель может вскоре устать и начать клевать носом - а тут как раз на сцену выходит автор в огненно-красной рубахе, начинает с драйвом петь: "В кастрюле спрятался пельмень"...  - и внимание голодного зала обостряется. 

Олега Керсанова было непросто слушать, но он пел очень проникновенно, особенно на Первом туре. Речь тут не об исполнении, конечно, но о том пресловутом духе... искренности?

Песню Дмитрия Смирнова "Я всё вам отдал, всё, что мог..." с удовольствием послушала бы в другом исполнении, но Пастернак мелодическому решению не поддался.

Светлана Сергиевская здорово спела Вертинского и её собственные песни тоже были интересными.

Невероятно жаль, что на концерте Второго тура занервничала и начала ошибаться Наталья Пронина. Она поёт очень необычно, проникновенно и чарующе, если бы не это волнение, могла бы замечательно пройти на Третий тур (по крайней мере, в моём альтернативном развитии истории!).

И ещё невероятно жаль, что на концерт Второго тура, заболев, не пришёл Леонтий Удалов с песней о чайке. 

ВТОРОЙ ТУР - ТРЕТИЙ ТУР

Никак не могла предположить, что в Третий тур не пройдут Братья Мироновы. "Я по первому снегу бреду" мне понравилось больше в прочтении Евгения Бобкова, но "Прокрустов принцип" был совершенно восхитительным по атмосферности и силе эмоций. И вспомнить мелодию по крайней мере уж припева точно не сложно ни через день, ни через два месяца. Почему такой яркий дуэт не попадает на Третий тур, уступая своё место кому-то объективно более слабому?..

Не хочу ругаться предметно и поимённо, но до ужаса обидно, когда на сцену Третьего тура выходят люди, в ноты не попадающие систематически, не удосужившиеся даже выучить слова, просто не представляющие мелодии песни, которую исполняют, или голосящие пусть и по нотам, но в эстрадной манере - да, можно сказать, что в авторской песне смысл важнее исполнения, но не настолько же! От плоских голосов на концертах АП уши в трубочку сворачиваютмся и плакать хочется - почему пропускают таких, неужели не страшно становится от такого "видения"? Ладно бы ещё, если бы для кого-то из таких выступающих оставалось местечко, а они отличались какой-то особенной проникновенностью, так нет же - они выходят вместо, а не после.

Это - самое яркое впечатление на сегодняшний день. Больно мне за Мироновых, Виктора Скоробогата, Николая АлтуховаНаталью Порохову, Владимира Чиркова, дуэт КонТэ и многих прочих, пусть и менее техничных, но искренних. Всё познаётся в сравнении, но хочется, чтобы над головой была планка, на которой не хочется удавиться от непонимания. 

Пожалуй, надо сразу сказать о хорошей и сильной половине прошедших в галу, которые планку, действительно, задают положительную.

Среди исполнителей это, разумеется, Ирина Алфёрова, "Поколение NEXT", Веремьёв Алексей. По духу - Пилюкова Мария.

С полными авторами всё проще, несогласия меньше, но Виктор Скоробогат в моём воображаемом рейтинге занял лауреатство и его отсутствие в списке прошедших в угоду исполнителям, о которых я всё уже сказала выше, я даже не хочу осознавать.

Про авторов музыки тоже всё уже было в общем сказано. Мироновы, Бобков - которым бы - сильным - спеть на Третьем туре вместе парочки слабых и попавших в тридцадку загадочным образом. Потому что - тут, я думаю, со мной согласится любой честный участник Мосгора - не жалко вылететь из Конкурса на Втором туре, уступив достойным (!!!). Потому что разве не хочется каждому либо стать уровнем, либо вырасти до него? Ключевое тут - направление, желание расти до эстрады мало кому в голову придёт.

Приятно было слушать Разумова Андрея ("Песня иволги спета..." - для этого потока мыслей самый подходящий эпиграф. Или эпитафия?) и Владимира Палта - жаль, что он выступил хуже, чем на Втором туре.

ТРЕТИЙ ТУР - ГАЛА

Исполнители:

Очень жаль, что на Третьем туре Николай Алтухов выступил хуже - по итогам Второго тура я была почти уверена в его грядущем лауреатстве. Но тоже - не попасть даже в список на галу... 

Уповаю на то, что в оценке Ирины Алфёровой разногласий не будет.

Алексей Веремьёв больше понравился на Втором туре.

Ансамбли:

"Поколение NEXT" по закону мировой справедливости тоже не может не встать на одну эту драгоценную ступенечку выше второго ансамбля. Сразу поясню: если бы тот вдруг пришёл на студенческий Фестиваль, вроде того, который прошёл в марте в МГУ, девушки бы были однозначными победителями на общем уровне безграмотности молодёжного населения в сфере авторской песни. Но Мосгор - это же не сборище студентов, не отличающих Кима от Берковского? Это же всё-таки вполне определённый уровень со своими правилами и порядками, со своими представлениями о хорошем и плохом исполнении, воспитывающий уважение к песне... Разве нет?

Авторы музыки:

в моём рейтинге остались без лауреатов, к сожалению

Мелодические ходы из песен Александра Ермакова привязались, это точно, и голос я его в голове услышу, если понадобится. Причём, я даже подробнее скажу: местами здорово, красиво и атмосферно, но в эти красивые гармонии врываются мотивчики, которым бы в пору играть в отечественных радиоприёмниках, а манера исполнения картину усугубляет. На Втором туре захватила песня про орган.. Может, из-за камерности и большей открытости в спокойной обстановке - на Третьем уже не было этого чувства торжественной сопричастности.

Панченко Андрей - в голове только ритм первой и понимание, что владение гитарой очень хорошее. Больше ничего по музыке, а по словам - ну странный же текст, кого он (в смысле - Новиков) пытается поучать? Думали ли мы, что такое время... Смешно же.

Максимова Арина - привязчивые ходы, от которых избавляемся переслушиванием Алфёровой, но какое отношение к авторской песне? Да-да, у всех разное понимание... настолько разное??? Первой песни, точнее, первых стихов я не понимаю - о чём? зачем? Да, можно постыдиться, что жил да был такой распрекрасный, а его никто не ценил, и вот он больше не живёт, одна макулатура осталась валяться по всему дому... Но это же вчитывание чистой воды; просто слабые стихи, которые даже ритм свой не могут сохранить. Как композиторская игра - "а, я всё-таки это чудо запихнула в песн ю вопреки всему!" - ну, отчего нет, но ведь не звучит.

Полные авторы:

Тут много говорить не буду. Авторов вообще сложно судить, к каждому из них нужно подходить с их ключами и уровнями, сравнивать их только с ними же и самую капельку - с авторитетами для них. 

Мне в целом понравилась "Девочка в фонтане", кроме того, что большую (ударение по вашему собственному усмотрению) часть работы выполняют аккомпаниаторы, а номинация - "полный автор".

"Змеиная рука" забавная, но более её категоричный вариант, звучавший на Втором туре, был интереснее. "Балалайка" красивая и - кто-то писал, что не очень-то понятная - понятная вполне. 

Но - (субъектив в кубе!) - мне кажется, интереснее песни хоть немного менять от тура к туру. Да, можно вон доменяться, но всё равно - интереснее.

Двинских Дмитрий, вышедший в гала-концерт, не удивил совсем. Гитарные колокола впечатляют, "Путешествие Хафиза" с самого начала понравилась. Хотя "В танце мотыльков есть таинство..." всё же больше.

Про Виктора Скоробогата опять повторю. "Цветочный мёд" нравится больше, но и "Повестка" тоже хороша - особенно припев. 

У Дмитрия Курилова больше нравится "Собачка". 

За Андрея Копёнкина рада, за Женю Степанову грустно: идти до последнего даже в двух номинациях, хорошо выступить, но в одночасье вылететь из обеих за неделю до завершения самого масштабного и значимого московского Конкурса... Не то чтобы жюри и на это тоже должно оглядываться, конечно, но всё-таки...

Я хочу ещё раз теперь повторить, что все эти размышления - моё личное мнение, пусть и поддерживаемое моим близким кругом, и мои личные впечатления от этого грандиозного мероприятия. Оно хорошо в своих лучших проявлениях, оно замечательно как возможность узнать огромное количество новых людей и песен, оно вдохновляет и заставляет работать и работать. Потраченных на зрительствование часов вплоть до Третьего тура мне не жаль. И каторжный труд жюри и организаторов я принижать не хочу, напротив, как участник и зритель благодарна за то, что всё это вообще возможно. Просто я не понимаю многих ключевых решений, потому критический дух бушует. Он ещё пошумит после объявления итоговых результатов, когда они не совпадут, но это не умаляет достоинств Конкурса тоже. Буду болеть за достойных лауреатов, которые способны обеспечить Мосгору высокий уровень. Спасибо всем, кто посвящал своё время и силы этому действу!

16 апреля 2018 в 22:38 205
 
 
Теги