Промо
 Подписаться
Поделиться

Немного мыслей по психологии при создании музыки

Искусство вообще и музыка в частности, красива как женщины и многие подсознательно думают, что сам факт того, что они заняты таким красивым делом, уже делает этих людей великими. Но, как и в любом деле, уровень людей определяется по результатам в конкретной деятельности, а не по виду этой деятельности. А результаты могут определять те, для кого создается музыка. Можно долго себе и окружающим рассказывать сказки, что я играю для себя и то, что хочу. Это может быть только в режиме тренировки - для того, чтоб когда-нибудь показать свои результаты обществу. Ведь нам будет не интересно, создавать музыку и не показывать ее ни кому, нам обязательно надо кому-то показать и получить оценку от общества. Это любой нашей деятельности касается. А раз конечный потребитель всех наших начинаний является общество, то не лишним будет знать, что это общество хочет, как сделать так, чтоб получить от него оценку повыше.
Те люди, которые берут на себя ответственность и собирают свои музыкальные произведения из самых различных деталей, из заготовок барабанных лупов, своих музыкальных партий, чужих музыкальных партий, подбирают звуки для этих партий, расставляют инструменты в пространстве и организуют вывод этого всего в один музыкальный трек – называются «музыкальными продюсерами». Необязательно, что эти люди делают все это сами, важно - что они организуют это на основе своих знаний и своего вкуса. И раз эти люди так круто называются, то и знать им нужно побольше о том, что ожидают услышать обычные слушатели.
Работают эти люди за деньги или тренируются в свое удовольствие - названия профессии это не меняет. Эти люди определяют - что в конечном итоге будет звучать, какой набор звуков, меняющихся во времени услышат слушатели. Причем необязательно музыкальных звуков. Главное чтоб было шоу для ушей, чтоб развлекало и удерживало внимание слушателя, создавало впечатление.
В этой статье мы попробуем обойтись без редких музыкальных терминов, и без ссылок на конкретные вкусовые предпочтения в музыке, остановимся лишь на том, что важно для самых различных жанров.

Немного из психологии восприятия, того, что вы сами можете на себе проверить - наблюдая за собой…
Чем бы мы не занимались, если не предполагается какого либо изменения к лучшему, какого либо нашего развития в нашей деятельности, нас это занятие утомляет…
В общем, мы любим, когда есть изменения…и не терпим абсолютного бездействия…
Хоть и думаем, что отдых это безделье…Отдых это то, что делать хочется - даже если это тяжелая деятельность….

Музыка в этом смысле, должна удержать наше внимание, достаточным количеством гармоничных музыкальных событий - изменяющихся во времени звуков. Если при прослушивании музыки эти события меняются не достаточно интенсивно, у нас немедленно развивается утомление, ощущается недозагрузка впечатлениями и мы хотим переключится на что ни будь другое…короче - больше не хотим слушать музыку…
Тут надо отметить, что восприятие у нас одно, а органов чувств много и все это работает одновременно. Например, одна и та же композиция с видеорядом и без него будет воспринята неодинаково. Это происходит потому, что на нас воздействует поток изменяющейся информации только с одной или сразу с двух сторон. К видеоряду относится все то же, что и к музыке в плане нудности. С видеорядом и немного нудная композиция, может нас развлечь, т.е. удержать наше внимание. И наоборот, нудный видеоряд, может развлекать с музыкой.

Немного опытов с нудностью:

Внимание! Это очень действенный метод, и если вы будете задавать вопросы о том, в какой момент слушатели утомились и захотели выключить ваше шоу, вы сможете настроить свой вкус на среднего потребителя вашего шоу. Оценка музыки - субъективный метод, поэтому одному человеку, без какой либо контрольной группы, разобраться не получится.
Наши ошибки при создании шоу, только оттого, что мы и делаем и слушаем свое шоу одновременно, эти два одновременных процесса, делают нас не адекватными слушателями и чтоб настроить свой вкус, надо понять, на сколько мы ошибаемся и сделать поправку в своем вкусе. И с этого момента, вы начнете попадать во вкус общества, почти с первого раза.
Итак, есть три примера, в которых даже инструментов толком - нет, но на основе этих примеров был проведен опыт, с группой людей, им предложили послушать эти примеры.
При прослушивании попросили засечь время с начала композиции и написать, через сколько секунд после начала композиции, они почувствовали утомление от прослушивания. Вы сами можете попробовать послушать эти примеры, обращая внимание, на момент когда наступит утомление у вас.

пример первый
http://www.goear.com/files/external.swf?file=880bc84

пример второй
http://www.goear.com/files/external.swf?file=d5e9121

пример третий
http://www.goear.com/files/external.swf?file=04ae37c

По результатам того опыта выходило, что люди утомлялись приблизительно в одно и тоже время…
Первая композиция утомляла приблизительно на 10 секунде
Вторая композиция утомляла приблизительно на 18 секунде
Третья композиция утомляла приблизительно 50 секунде или была развлекательна до конца.
Это говорит о том, что надо учитывать, что люди обычно воспринимают музыку похожим образом и скорость изменения событий в музыке, имеет значение.
Также, вы можете предлагать свои фрагменты контрольной аудитории, и получая сведения когда слушатели начинают утомляться, настроить свой продюсерский вкус. И в своих произведениях планировать изменения в музыке раньше, чем может возникнуть утомление. Теоретически, если события развиваются намного интенсивнее, чем возникает утомление, люди не успевают запоминать события, это приводит их к подсознательному желанию повторить шоу.

Эффект утомления можно отследить и в других областях восприятия: можно взять в руки секундомер и пачку фотографий, засечь время и начать смотреть на фотографию, в зависимости от того, сколько на фотографии будет изображено деталей, насколько эти детали будут новыми для вас - будет меняться время - когда вы захотите взять и начать смотреть другую фотографию.
Тоже и с музыкой, музыка не насыщенная изменениями во времени, музыкальными деталями утомляет также - как и длительный просмотр одной единственной фотографии, вам она надоела, а вам продолжают ее показывать.
Вы теперь можете обратить внимание на нудность некоторых наших телесериалов, где часто нам показывают статичные картинки, и мы от них утомляемся…
И даже движение самой камеры по снимаемому объекту могло бы убрать это утомление.
Поэтому хороший видеряд - стараются снять с более динамичным развитием событий, с движением камер по объектам, более частой сменой снимаемых планов. Но, как и все в жизни, это надо делать без перебора, все-таки давая увидеть шоу зрителям и давая услышать музыку слушателям.

По идее - не бывает плохой музыки, есть музыка, где тема развивается не достаточно интенсивно…это не обязательно куча нот, или куча инструментов, даже один барабан способен развлечь несколькими ударами, дело только в том, как это развивается во времени... Музыка это гармонично изменяющиеся во времени звуки это не цель, а средство для создания впечатления у слушателя…и вы один из таких слушателей.

Но дело не только в скорости изменения музыкальных событий, но и в их относительной новизне, относительной потому что мы не можем долго слушать одну и туже композицию, мы ее запоминаем… и уже не ощущаем той новизны впечатлений, которые получили при первом прослушивании…и со временем теряем к композиции интерес. Можно даже заслушать композицию до тех пор, что она может начать раздражать. Это происходит, если нас заставят слушать композицию постоянно повторяя ее, и ничего кроме этого прослушивания - делать будет нельзя…

Музыка это не ноты,
текст это не речь,
музыка это звуки во времени.

Если в музыке используются неестественные звуки, то будь у вас самая великая композиция она не будет восприниматься нормально и скорее всего - будет отвергнута слушателями. Это как заставить компьютер читать текст.
Слушатели не будут напрягаться, и представлять себе на месте жалкого подобия инструментов – инструменты звучащие достоверно. А ведь начинающие продюсеры не редко подают свои произведения в таком не удобоваримом виде. Сейчас так много самых различных софтовых синтезаторов, звучащих вполне неплохо, если постараться, с их помощью, можно добиться хотя бы приближенного, к естественности, – звучания, Также можно обратится к кому-либо, чтоб вам наиграли партию на хорошем инструменте или спели хорошим голосом.

К восприятию звуков также относится имитация помещения, в котором они играют…
При объединения инструментов в фонограмму, расстановка инструментов в виртуальном пространстве композиции тоже имеет большое значение…это пространство демонстрирует - что инструменты обычно играют на некотором отдалении от нас…как бы на концертной площадке, а не возле самого уха (это вполне естественно для слушателей) и не все в одной точке, а один чуть левее, другой чуть правее, в общем как на настоящем концерте…

24 марта 2010 в 22:28 514