Промо
  • Nickuum
    Рок-проект. Песни о нашем времени, о любви. Группа вк https://vk.com/nickuumproject...
  • The Х*й
    Группа была основана в 1997 году на репетиционной базе в районе метро Кантемировская. Записав един...
 Подписаться
Поделиться

Графический дизайн и полиграфия. Часть 2

Зачастую современный график-дизайнер является единственным человеком, который выполняет весь комплекс работ по подготовке макета к печати: от подбора исходных материалов и перевода их в цифровую форму, считываемую компьютером, до получения готового изделия, в данном случае – оригинал-макета, подготовленного к выводу на печатающее устройство, без изменений его первоначального замысла. От его профессиональных навыков напрямую зависит качество готового продукта и реализация творческого потенциала с помощью компьютера. Перед дизайнером открываются новые возможности поиска выразительности художественного образа, что содействует эффективной допечатной подготовки дизайн-проекта к полиграфическому воспроизводству. Это справедливо подметила Р. Дерева: «Компьютерные технологии, переживающие в настоящее время период интенсивного развития, обогатили возможности дизайнеров в такой степени, которая редко достигалась средствами других наук».

Компьютерная графика – это создание при помощи аппаратных и программных средств компьютерной техники новых шрифтов, графических изображений (как черно-белых, так и цветных), мультипликационных изображений, сложных изобразительных монтажей, применяемых в полиграфии в качестве электронных оригиналов. Динамичное развитие компьютерной графики расширяет область ее применения, но размывает границы интерпретации термина «графический дизайн» (сам термин – неустоявшийся, и его нелегко отграничить от электронного монтажа, коллажа, мультимедиа, мультипликации, дизайна и художественного компьютерного искусства). Сегодня разработаны специализированные «издательские» пакеты компьютерной графики, названия которых хорошо знакомы дизайнеру: Photoshop , Illustrator , PageMaker , Quark Xpress и др. Создание дизайнерами изображения средствами компьютерной графики во многом повторяет работу над творческим воплощением идеи при помощи средств ручного письма. То и другое – творческая работа, включающая в себя технологические приемы. Техника – всего лишь инструмент, позволяющий ускорить творческий процесс и предоставляющий новые возможности для материализации результата. Широко внедряющиеся автоматизированные системы «компьютер – печатная форма» позволяют создавать печатное изображение на основе цифровых данных, полученных непосредственно с электронного носителя или компьютера.

Современные возможности растрового изображения достаточно широко используются в компьютерных технологиях. Цифровое сохранение и передача фотографий и рисунков в электронном виде происходит при помощи растровых цветоделительных технологий. Совершенствование технологий растрирования – процесс постоянных изобретений специалистов полиграфической промышленности. Имеется значительное количество программ, предназначенных для работы с иллюстративным материалом в виде фотографий и графических работ дизайнеров. С помощью специальных программ – графических редакторов, можно отредактировать изображение для применение в полиграфии, максимально приблизив его к оригиналу при тиражировании в печати. При этом, исследователи отмечают, что развитие допечатных процессов происходит в направление осуществления печати непосредственно циклом «компьютер – печатное оборудование», минуя процесс изготовления фотоформ, однако, на многих полиграфических предприятиях изготовление фотоформ по-прежнему осуществляется с помощью пленок, в этом случае цель цифрового метода допечатной подготовки остается прежней – создать пленки, с которых будет выполняться печать.

Знание процесса допечатной подготовки способствует большей оперативности, гибкости и управляемости в производственном полиграфическом процессе. Однако каждый программный пакет представляет собой всего лишь инструмент для реализации творческих замыслов художника или дизайнера такой же, как палитра или кисти, поэтому знание самих программ недостаточно для полноценного овладения навыками графика-дизайнера. В распоряжении пользователя сейчас могут быть самые мощные компьютеры и самые современные графические программы, способные быстро и качественно вывести файл на экран или отправить в печать любое изображение. Но, тем не менее, простота эта кажущаяся, и только профессионал-дазайнер может учесть все факторы, влияющие на работу, решить проблемы в комплексе и достаточно быстро. Передача смыслового содержания этих изображений во многом зависит только от знаний и творческих способностей дизайнера. Поэтому области приложения компьютерного дизайна требуют знания основ композиции, рисунка, колористики, полиграфии и других дисциплин, в совокупности дающих результат специалиста-дизайнера в сфере допечатной подготовки полиграфической продукции.

Как отмечает технолог и эстетик искусства Р. Арнхейм, сегодня ряд проблем культуры и профессиональной жизни требует от человека специальной визуальной образованности, более интенсивного а, главное, массового подключения человека к изобразительному искусству, к произведениям полиграфической промышленности, дизайна и графики. Последние в свою очередь, предполагают встречное развитие способности человека к визуальному восприятию. Таким образом, происходит формирование потребительского вкуса и потребности в восприятии высокохудожественной образности в любом, в том числе, и печатном графическом изделии. Удовлетворение эстетических потребностей, в конечном счете, определяет необходимый художественных уровень графического произведения, который обеспечивает дизайнер. Поэтому владение данными навыками и исследование возможностей их формирования в процессе дизайн-подготовки является одним из базовых направлений развития современного графического дизайна.

По утверждению О. Яцюк: «если в технике узкая специализация зачастую оправдывает себя, в сфере художественного творчества явно наблюдается тенденция к универсальности, особенно это заметно на примере дизайна: достижения точных наук увеличили техническую составляющую проектной деятельности. В последние десятилетия особенно активно формируется сфера новой профессиональной деятельности – разработка объектов дизайна с помощью компьютера». При этом часто человек приступающий изучать графические программы слишком много возлагает надежд на их «сверхспособности» и пытается заменить смысловое содержание работы наслоением компьютерных эффектов. Однако, гармония единства авторского замысла с техническими средствами его воплощения наступает в тот момент, когда автор осознает, что образно-смысловое содержание, которое затрагивает душевные чувства зрителя, проходит философское осмысление как идея, в первую очередь, в голове самого создателя. Совокупность навыков дизайнера-графика и программиста позволяет создавать сложные искусственно смоделированные ситуации и объекты. Дизайнер, который хорошо осведомлен о том, на каком оборудовании и каким способом будет печататься тираж, может в максимальной степени использовать преимущества выбранного способа печати и обеспечить высокое качество готовой продукции. Грамотно подготовленный макет – важный этап в процессе изготовления любого полиграфического изделия. Следовательно, при обучении графическому дизайну необходимо учитывать уровень технического оснащения самого процесса – дизайн-проектирование.

С другой стороны, основная задача специалиста, создающего полиграфическую дизайн-продукцию, независимо от технических средств, которыми он пользуется, - это создание объекта визуальной коммуникации. Под визуальной коммуникацией традиционно понимается информационный процесс, при котором подготовленные автором данные изображения передаются зрителю через канал зрения. Переданные сведения через накопленные зрителем воспоминания и ассоциации вызывают у него, сознательно или подсознательно, определенные эмоции. Иначе говоря, объект визуальной коммуникации служит передаточным звеном в процессе общения автора изображения со зрителем, рассматривающим его произведение. В рамках художественной компьютерной графики создаваемый художником объект визуальной коммуникации – это массив графической информации, представленной в форме данных, пригодных для хранения на машинных носителях, для обработки с помощью программ, воспроизведения с помощью периферийных графических устройств и передачи средствами телекоммуникации, то есть реализации функции связи становится актуальной задачей разработки дизайн-проекта. Сложность методики обучения данным технологиям заключается в необходимости сочетания принципов и приемов, развивающих образное и креативное мышление, с методами, помогающими освоить ряд профильных компьютерных программ. Развитие креативного мышления позволяет управлять творчеством в процессе поиска новых идей.

Развитие образного мышления позволяет создать предметно-чувственную форму художественного произведения. Познавательные процессы, направленные на развитие образного мышления, помогают дизайнеру осознать реальный смысл и значение проектного решения, выделить главные, наиболее характерные и существенные черты, переходящие в структуру художественного образа. Эта структура является смыслом содержательной части художественно-графического объекта. Через понимание начальных изосмыслов построения изображения, можно обучаемым привить культуру перевода графических изображений в цифровую форму. В результате, научивший понимать смыслы созданных произведений, дизайнер осознает важность вклада глубокого содержательного смысла в создаваемую им работу. Совершенные современные компьютерные средства остаются инструментом в работе дизайнера-графика. Тенденция на воспроизведение только того, что заложено в памяти компьютера, не содержит возможности визуального саморазвития. Центром любой деятельности, в том числе и с помощью цифровых технологий, по-прежнему остается человек, а человеческий фактор – это основной параметр, учитывая который можно создать графическое произведение.

Выяснение влияния цветоделения на качество и глубину художественного образа и исследование методов максимального приближения оригинала-макета к его полиграфическому исполнению становится одним из актуальных направлений на этапе развития современного графического дизайна.

Таким образом, опираясь на теоретические исследования и богатый практический опыт использования различных технологий в тиражировании произведений графического дизайна, можно проследить, каким образом эволюция технологий цветоделения в полиграфической промышленности проецировалась на развитие основных композиционных, эстетических, художественно-образных принципов графического дизайна.

28 октября 2010 в 17:32 957
 
 
Теги