Предконцертные ожидания сводились в целом к тому, что «Иначе» станет «Стеной» (Wall) для бедных. Вроде бы готовилось что-то грандиозное, несколько лет относительного молчания; казалось, что-то бурлит там, внутри ДДТ, что-то вот-вот должно случиться. Не раз слышалось, что это будет новый «Мир Номер Ноль». Тогда была похожая история – перемены в составе, новый звук, эпичное сценическое действие. Вполне можно было ожидать чего-то похожего. После обновленного шоу Роджера Уотерса вообще оптимизм возрастал – не мог же Юрий Юлианович не вдохновиться примером такого близкого ему по духу (всё относительно, конечно, но…) музыканта.

По осени, когда начался перерасчет цыплят, оказалось, что почти одновременно многие отечественные рокеры выпустили свои новые альбомы. Если вслушаться внимательно в «Архангельск» Аквариума, и «Иначе» ДДТ – то можно заметить, что оба они затрагивают схожие проблемы, но с разных сторон. Самая основная, наверное, это проблема самоидентификации личности в информационном потоке, мегаполисе.

Вот только на выходе получается нечто совершенно разное: у одного – тонко продуманный лирический сюжет тяжелый вначале и оптимистичный к концу, у другого – неясное месиво из сомнений, мыслей и образов. Если БГ говорит, что у него накопилось много песен и в альбом вошли только те, которые были там действительно необходимы, а остальные остались ждать своего часа, то Шевчук выпустил свой опус на двух дисках, мотивировав это тем, что куда-то надо было их девать. И все это на фоне того, что «Иначе» – концепт.

И вот 9 ноября 2011-ого года Юрий Шевчук и обновлённый состав ДДТ представили свою новую программу в СК «Олимпийский». Сам Шевчук перед концертом заметил, что это всего шестое выступление в туре, что еще работы много, сыровато пока. Нельзя не согласиться. Некоторая нервозность и несыгранность были очень заметны. Было заметно, что обычно пышущий энергетикой лидер группы то ли расстроен, то ли приболел. Как-то тоскливо он бросал свои комментарии, смотрел в зал после окончания основной программы. И очень трудно было уловить, что гложет «батьку»: может, осознание того, что люди не так, как ему хотелось бы, принимают новую музыку, а может, само переживание смыслов собственного произведения – эдакая онтологическая грусть…

А люди, их было достаточно много, хотя несколько меньше, чем раньше, в двухтысячных. И это были немного другие люди, очень спокойные. Той молодежи, близкой по поведению к футбольным фанатам осталось мало – если раньше весь танцпартер занимали именно они, то теперь там находились достаточно интеллигентные люди 20-40 лет. Видимо, какая-то часть просто повзрослела, кто-то откололся, не приняв «иной» музыки, но точно одно – слушатель ДДТ изменился. Хотя и не без странностей. В отличие от прошлых лет, новых песен никто не знал, что неудивительно – это скорее некие послания под аккомпанемент, – но почему-то подпевали и поддерживали песню «Кризис» и в частности радостно выкрикивали «Мою Родину Сожрал СПИД». Ближе к концу активно подпевали ещё и «Новую Россию». Но есть подозрение, что просто поддерживали рок как таковой, иначе это уж совсем странно.

После концерта кое-где слышались мнения, что это настоящее «шоу», это не концерт. По сути от шоу тут были только экраны, причем у ДДТ всегда висели экраны – не такие масштабные, возможно, но были. Плюс ужасное запаздывание видеоряда на дополнительных экранах добавляло эффекта «сырости» всего действа в целом. Свет тоже периодически опаздывал, где-то музыканты забывали выйти в нужное время на нужное место. Каких-то спецэффектов не было вовсе. Видеоряд по своей сути и наполнению оставил двоякое впечатление: с одной стороны, да, постарались сделать «заточенный» под программу, но как-то неубедительно, местами скучно и затянуто. Пожалуй, запомнился только кадр с кусками мяса, живописно заполняющими экран, некий эпатаж, который сработал. На песне «Кризис» тоже интересная задумка с небьющимся стеклом, но уж очень долго.

Сами песни, как было упомянуто выше, превратились в качевый аккомпанемент, и поверх него Юрий Юлианович пытается учить нас жизни. Наверное, впервые сам альбом понравился мне больше, чем концертное выступление. В студии из-за мелких деталей удалось создать определённую атмосферу – кстати, как ни странно, довольно камерную. «Живьем» же все вышло достаточно скучно, потому что сопереживать разрозненному потоку сознания крайне трудно. Апофеозом нового стиля группы стала песня «Просвистела», исполненная в аранжировке, как две капли воды, похожей на речитатив «Солнечный Свет».

Вторая часть, где Шевчук играл любимые народом песни, показалась какой-то полумертвой, т.е. словно бы Юрий не хочет их петь, он в них больше не верит, а новые не находят отклика. Но у каждого творческого человека случается кризис, скоро группа Юрия Шевчука отпразднует 30-летний юбилей – ему ли не знать, как справляться с трудностями.

Текст: Михаил Башкиров

Фото: Валерия Ежова