В этом году на главный праздник мужчин, 23 февраля, Москва имела в распоряжении целый вечер, чтобы хорошенько оторваться под балканские мотивы в компании режиссера и музыканта Эмира Кустурицы (Emir Kusturica) и его No Smoking Orchestra. И музыканты не подвели. С самого начала ввели публику в транс.

Эмир, как обычно, с самого начала выглядел уже немного усталым, как будто знающим что-то такое, что другие даже не могут себе представить. Наверное, это глаза гения. Правда, иногда оборачивался на своих музыкантов – и в мгновение ока начинал светиться. Удивительные преображения. И понятно, почему.

Оркестр органично меняет ритмы, никому скучать не приходится. Создается впечатление, что режиссер играет роль музыканта, выстраивая занимательный и красивый визуальный ряд, выводя красивых девушек на сцену, поддерживая постоянное общение со зрителями, при этом не забывая об идеальном музыкальном сопровождении. То есть проживает концерт как фильм.

«Дамы и господа!», – повторял Эмир в течение всего концерта под ликование публики. Если эту фразу повторить несколько раз, получается очень комично.

Даже обычное получение букета цветов от поклонников он сумел превратить в театральное действо: стоя на краю сцены, как на краю пропасти, он пытался дотянуться до спасительного букета, а оркестр выстроился в цепочку и держался друг за друга, чтобы не упасть в бездну.

Потом началась игра скрипача и вокалиста Деяна Спаравало. Сначала он виртуозил на скрипке зажатым между ног смычком, после этого они с Кустурицей держали смычок в зубах, а Спаравало играл. Но этого им было мало. «Нужны две большие женщины!» – обратился к залу режиссер. Так и представлялось, что он сейчас выкрикнет: «Ассистент, скальпель!» Но принесли гигантский смычок, длиной в пару метров, дали высоким девушкам держать над головой, а Эмир и главный скрипач оркестра выводили по нему скрипкой и гитарой залихватские пассажи. Не говоря уж о том, что Спаравало успевал переодеваться прямо на публике: то и дело от его костюма отваливалась какая-нибудь составная часть, и он представал то в красном, то в зеленом, то в костюме гречанки.

«А теперь мне нужна Джульетта!» – режиссер показал на одну из девушек в зале. Она вышла, а каждый из оркестра опустился перед ней по-рыцарски на одно колено и так играл. Ну и вообще много было красивых моментов: Эмир играл с завязанными глазами, барабанил – у него это отлично получается – ходил в такт музыке по сцене.

Между музыкальными номерами – а по-другому и не назовешь – играли отрывки из «Розовой пантеры». Что до самой музыки, то это вы сами знаете: музыка из фильмов, постоянный отрыв, проще услышать самим. Потому что после этого захочется прийти ещё.

Бригада в красных полотенцах покидала зал. Закончилось выступление в стиле цыганской свадьбы.

Текст: Татьяна Гончаренко

Фото: Валерия Ежова