18 июля в питерском клубе А2 состоялся концерт французского мультиинструменталиста Яна Тьерсена (Yann Tiersen), собравшего довольно большое количество ценителей стиля, которому даже общее название не придумать: неоклассика, рок, опенмайнд и ещё что-нибудь. Мне посчастливилось выяснять, что это было и кто все эти люди.

Если читающий эту статью когда-либо слышал хотя бы первые ноты композиции J'y Suis Jamais Alle (Гугл в помощь), то он примерно может представить, что исполняет Ян, но, хорошо это или плохо, это будет ошибочное суждение.

Кто смотрел фильм про Амели, после которого Яна наконец-то признали, как музыканта и композитора, тот наверняка обратил внимание на великолепный саундтрек, передавший всю атмосферу фильма. Музыка действительно погружала зрителя в происходящее на экране, что случается не очень часто (даже в надоевшем всем 3Дэ) и получается не у всех композиторов, которые в последнее время музыку пишут как по одному шаблону. Так вот, ошибочно было полагать, что Ян Тьерсен и Ко будут играть саунд Амели, а, судя по лицам уходивших с концерта, именно на это они и рассчитывали. То, что довелось слушать моим ушам в течение всего концерта, можно назвать не иначе как хорошо приправленным примесями западно-европейского, а иногда и скандинавского этноса и инди-рока французским депрессняком, периодически возвращавшим меня в памяти лет так на 10 назад в некогда существовавший питерский клуб «Арктика» на очередной дум-фест, начинавшийся в 16 и заканчивавшийся ровно в 23 включением света вне зависимости от того, доиграла группа свою печальную песню или нет.

Отвлеклась. Именно дум-метал я бы назвала в качестве ближайшего родственника того стиля, в котором пишет Ян. Если мыслить глобально, Яна можно назвать Пикассо в музыкальном плане — в его «многослойные» композиции надо вникать и осмысливать, ибо одно поверхностное прослушивание может привести или к депрессии, или, наоборот, к комичному восприятию происходящего (да, от некоторых картин в музее Пикассо мы даже не могли задавить смех). На вкус и цвет, как говорится. Ассоциация «кофе и круассан» не получилась, вино и сигареты — вполне. По своему опыту и музыкальному вкусу я привыкла лицезреть более оживленные ритмом мероприятия, на которых зрители под музыку будут хотя бы притопывать ногами, но тут как-то не срослось — концерт вполне можно было проводить в Джазовой Филармонии или подобном концертном зале, так как зрители в большинстве своем уже на третьей композиции в поисках вдохновения и чего покрепче потянулись к барным стойкам, коих на один клуб приходится аж 3 штуки, что привело меня в ещё большее уныние: жаль, что без допинга слушатели уже не способны воспринимать непривычную уху музыку.

Концерт, кстати, начался примерно на полчаса позже запланированного времени, но спасибо и организаторам и музыкантам — обошлись без разогрева (хотя я даже не представляю, кого можно было бы поставить на разогрев Яну), отыграли без малого 2 часа, дважды делая перерыв буквально на пару минут. И, как Ян погрузил своими композициями зрителя в действие фильма Амели, так и здесь у него получилось создать идеальное сочетание музыки и визуального светового сопровождения.

Благодарим менеджмент клуба А2 за предоставленную аккредитацию на этот действительно необычный и интересный концерт!