Наконец-то хоть кто-то сделал ЭТО — организовал в России Moscow Metal Meeting, нормальный металопен-эйр с нормальными бандами и приличным хедлайнером. Все эти «Роки над реками» с их суперпосещаемостью — это все не то: днем там рок сомнительного звучания, а вечером Rammstein. Так не интересно. Надо, чтобы весь день был громкий непопулярный метал, алкоголь (именно алкоголь, это же метал), жареное мясо и хорошая погода. И так оно и было.

В этот день выпиливали и рубили, а также вышивали крестиком (кое-кто уже в третий раз в рамках MMM):

Черный Обелиск

Аркона

Primal Fear

Amorphis

Dark Tranquillity

Helloween

Дело было в парке Горького, в так называемом Зеленом театре. Гугл утверждает, что постройка еще 30-х годов, подобных сооружений по всему СССР было несколько в крупных городах, но до наших дней дожили не все. В общем, место довольно колоритное. Находится прямо на берегу Москва-реки и во время просмотра концерта с трибун видно, как плывут суда (и туда тоже). Кстати, не путать с Зеленым театром на ВДНХ — там все отремонтировано и выглядит по-мажорски.

И вот в эту обстановку как нельзя лучше вписались Чёрный Обелиск, которые уже постоянно прописались на MMM так же, как и последовавшие за ними Аркона.

Хотя Аркона, конечно, немного не вписывается в рамки метал-фестов. Я так вообще считаю — для фолкеров нужно организовывать фолкерские фестивали, на которых они могли бы целый день играть «гой, братушки», прыгать через костер и плести венки, что они, собственно, и делают на фестивале Майское дерево. Не в обиду Арконе было сказано.

Хряпал небольшой дождичек.

Организаторы не стали ограничивать вход-выход — всем раздали браслеты, по которым можно было ходить в парк и обратно без ограничений. Два основных типа: фан-зона и входной (и вип, конечно, — как же без него), причем первых было в несколько раз больше. Естественно, еду и алкоголь носить с собой было нельзя, но никто же не будет лезть в желудок, а перерывы между группами по 30 минут.

Что касается алкоголя, то тут минус. Бокал пива странного происхождения — 300, стакан непонятно кем и зачем приготовленного мохито или сангрии — 300, непонятные напитки (жалко, забыли сфоткать) в бутылках по 0.5 — 100 р. Еду не брали — но, наверное, так же дорого. Но кто-то все же брал, в основном пьяные дядьки в футболках Helloween.

Primal Fear с качком-вокалистом — вот это вообще метал. Метал — это когда здоровенный 50-летний дядька бегает по сцене и под гитарные дж-дж-дж орет высоким голосом песни на всякие пафосные темы, в том числе религиозные, перед 3-4 тысячной (ну или больше раз в 10, когда как) аудиторией.

Кстати, о толпе: ее было не то чтобы уж очень много, но постепенно металисты подтягивались, и к выходу хедлайнеров вся фан-зона и передние сектора трибун уже были забиты. Если верить данным, что Зеленый театр вмещает 20000 зрителей, то около от 5 до 7 тысяч было в этот день.

Было бы больше, если бы неизвестно сколько несознательных металистов не оттянул на себя концерт поп-метал группы Linkin Park, проходивший в этот день в Олимпийском. Но мы-то — труъ, мы на такое не ходим. Почти.

Amorphis — как всегда круто. Играли старые, в том числе с первых альбомов, песни; такие старые, что не все их и знают, но в этот раз без BWD, что печально. А народ дальше первых рядов тру-фанатов опять не подпевает в простейшем припеве, слова которого уже можно было бы и выучить — Amorphis-то выступают у нас не первый и даже не во второй раз. Может, у нас финнов просто не любят, или заряд патриотизма после Арконы не позволил произносить вслух иностранные слова. Пока финны доиграли последнюю тележку, солнце опустилось за кроны деревьев, стало холодно, и налетели тучки.

Уже в последних лучах, пробивающихся сквозь листву деревьев, окружающих площадку, вышли Dark Tranquillity. Басистом в этот раз они решили пренебречь и не привезли даже временного. И зря, ведь все знают — без басиста много металла не нарубишь, звук на первой песне был из ряда вон плохой. Зато на второй песне все кардинально поменялось. Вот прямо сейчас включите WhiteNoise/BlackSilence и представьте, что в лучах заходящего солнца, которое светит из-под нависшей над сценой тучей сквозь деревья ярко-оранжевым светом, на 54-й секунде по публике начинает работать косой дождь и ветер. Капли блестят в свете заката и прожекторов, толпа гудит, гитары дж-дж-дж, все как положено — метал же. Очень крутой спецэффект получился. Впрочем, заряда у дождя не хватило и до конца песни.

Станне (Mikael Stanne) немного дал слабину, и стал вспоминать в какой-то момент, как он, будучи еще 19-летним металистом, стал слушать Helloween, и после этого взял в руки гитару. Хорошо, что он не продолжил играть в том же направлении, что и они.

И вот, когда на парк опустилась ночь и осадки в виде кратковременного ливня, из-за которого техникам пришлось вытирать половину сцены и накрывать коммутацию полиэтиленом, на сцену, рассыпая песок, вышли Helloween.

Helloween — это как Manowar, но для девочек. Неизменный, узнаваемый высокий вокал, как если бы чья-то 80-летняя бабушка была у микрофона, незамысловатые припевы, местами свордодраконовая тематика, и клипы, срежиссированные как будто бы семиклассником, состряпали когда-то группе целую армию фанатов, которая к 31-летию группы становилась только больше.

Прозвучали такие хиты, которые уже мозг проели, в том случае, если часто слушаешь какое-либо рок-радио в машине или на работе. В том числе и с последнего альбома. Кстати, посмотрите дома клип на My God-Given Right — шедевр в лучших традициях power-метала.

Завершилось все фейерверком. По общим впечатлениям как будто чего-то не хватало — возможно, еще двух сцен, двух дней и пары десятков других не менее знатных металлических коллективов. Кроме того, рекламы и привлечения спонсоров, особенно тематических, практически не было. Была только реклама радио ROCK. Тем не менее, хотя это не первый MMM, но пока лучший. Надеемся, он и дальше будет расти, и у нас появится свой маленький московский аналог Wacken Open Air, проведению которого не смогут помешать различного рода православные активисты.

Большое спасибо организаторам за предоставленные аккредитации.