«Join us and the choice will be made,

Unless we kill the lie as a nation»

За всю жизнь мне встречалось немалое количество людей, которые рвали на себе рубашки и били в грудь себя и всех, находящихся в радиусе от 1 до 10 метров, с криками: «Индастриал-метал придумали Rammstein!». Ну не придумали Rammstein индастриал-метал. Они даже не придумали его ответвление Neue Deutsche Härte, к которому на деле и относятся, хотя и его изобретение приписывают им же и так же часто. NDH появился на свет в 1994-м году у счастливых родителей в лице группы Oomph!, чей альбом «Sperm» и послужил вдохновением для дебютной пластинки Rammstein. Но что же вдохновило самих Oomph!? И кто же действительно придумал индастриал-метал? Так вот, в начале было слово. И словом этим было «Ministry». Конечно, не всё так просто и однозначно когда дело идёт о происхождении и классификации музыкальных жанров, и никто не скажет, что появилось раньше, курица или яйцо, но именно Ministry, появившись в 1981 году в разгар эпохи пост-индастриала, после недолгих скитаний в среде синтипопа и EBM сгенерировали то самое эталонное звучание индастриал-метала, на которое до сих пор равняются все без исключения адепты сего музыкального жанра.

За более чем 30 лет своего существования, группа под предводительством великого и ужасного Эла Йоргенсена получила статус «крёстных отцов индастриала», которые стали вдохновением, поддержкой и опорой для огромного количества не менее великих и ужасных музыкантов (в качестве примера будет более чем достаточно привести хотя бы Трента Резнора), которые, в свою очередь, также успели стать примером для следующих поколений, тем самым уже сейчас превращая наследие группы Ministry в бессмертное и неиссякаемое достояние музыкальной индустрии. Бесконечные смены составов и направлений, зависимости и смерти, сайд-проекты и туры, перерывы и якобы окончания деятельности, коих за эти годы накопилось столько, что впору только многотомные фолианты выпускать и диссертации писать, вылились в 13 студийных альбомов, крайним из которых стал «From Beer to Eternity», выпущенный в 2013м году. Его-то группа и привезла в Россию, в которую до этого за всю историю существования наведывалась лишь единожды.

Ближе к вечеру вторника вагоны метро запестрели разномастным мерчем а-ля Nine Inch Nails и Samael, так что игра «угадай кто тоже едет на концерт» была в этот раз ну совсем уж лёгкой. Однако, к выходу саппорт-группы на сцену, бешеного ажиотажа толпы как внутри, так и у самого клуба, совсем не наблюдалось. Плотный косяк самых преданных поклонников занял место по центру, растянувшись на несколько рядов, в остальном же было свободно настолько, что, при желании, можно было занять место, хоть и сбоку, но в первом ряду. В свете увеличения концертной аудитории, которая сейчас превращает любой концерт в настоящую игру на выживание ещё на стадии формирования очереди, такая картина выглядела уже как-то непривычно.

На разогрев была выбрана эстонская группа Evestus, довольно популярная как и в Прибалтике, так и в узких кругах поклонников жанра. На сцену вышли, с точки зрения визуального образа, совершенно каноничные молодые ребята с девушкой-барабанщицей, которые играют очень достойный индастриал с вкраплениями эмбиента и мелодичного построкоподобного инструментала, что создаёт очень интересный и своеобразный контраст в звучании. Правда, к сожалению, по старой-доброй традиции, особого резонанса разогревающий сет не вызвал. Игнорирование саппорта, всё-таки, давняя часть концертного ритуала, а ритуалы в такой каноничный концертный вечер нарушать никто не собирался.

Почему этот вечер был каноничным? Да совершенно по всем параметрам, которые в целом сложили из себя картинку эталонного метал-концерта, пропитанного настоящим олдскульным духом и традициями. После того, как отлично справившиеся со своей задачей Evestus покинули сцену, зал как по мановению волшебной палочки стал наполняться металхедами всех возрастов и мастей, от совершенно ортодоксальных до ничем не выделяющихся. Однако, несмотря на широкий спектр возрастов, истеричной молодёжи практически не наблюдалось, что, возможно, и объясняет отсутствие хаотичного входа и сумасшедшего броуновского движения внутри. Та самая старая школа чувствовалась во всём — начиная с матерящихся и показывающих средние пальцы техников и пива, полившегося из первых рядов прямо в фотопит, и заканчивая отсутствием канистр с питьевой водой, которые сейчас на многих концертах стали держать рядом с охраной с целью отпаивания обморочных дам. Никакой воды и никаких обморочных дам, что вообще за моду такую молодёжь взяла?

Ровно в 21:00 на сцену под оглушающие крики толпы (и никакой стадион в ожидании инди-рокеров не сравнится по горластости с клубом, забитым поклонниками музыки потяжелее) вышли виновники торжества, и с первых же аккордов «Hail to His Majesty» показали всем то, каким должен быть эталонный концерт и какими должны быть эталонные музыканты. Состав Ministry сейчас представляет собой идеально сыгранную профессиональную машину для убийства барабанных перепонок и дурного музыкального вкуса, закалённую и огнём и мечом — 5 богатырей как на подбор, а именно: клавишник Джон Бекдел (Fear Factory), гитаристы Син Кьюрин (Revolting Cocks) и Сезар Сото (Pissing Razors), бас-гитарист Джейсон Кристофер (Stone Sour) и барабанщик Рой Майорга (Soulfly, Stone Sour, Sepultura). Ну и с ними, конечно же, дядька Эл. И эта машина сразу же, без разгона, выплеснула на публику такую порцию зубодродительных рифов, костеломательной энергии и доводящих до мурашек семплов, что, казалось, волосы с головы пришедших слетят ещё до окончания первого трека.

Словом, которое крутилось в голове на протяжении всего концерта, стало «аутентичный». Эта аутентичность была совершенно во всём — и в музыкантах, и в публике. В каждом их звуке, в каждом их движении, в каждом их прыжке и крике. Это действительно было что-то неосязаемое, но настолько сильное, что подхватывало каждого стоящего в зале как марионетку и заставляло прыгать и подпевать, не отдавая отчёта собственному телу. Даже те, кто пришёл для того, чтобы смирно понаблюдать за шоу, стоя где-нибудь в уголке, не смогли устоять перед этой прямо-таки потусторонней силой, которая с самого начала выступления будто отключила у всех присутствующих мозги и режим энергосбережения, и в итоге даже самые отъявленные снобы, которые направо и налево твердят о том, что давно уже переросли все эти кидания «коз» и хэдбенгинг не на жизнь, а на смерть, скакали так, будто бы им снова по 15 лет. И вообще, как тут не скакать и не хэдбенгить, если на сцене такие каноничные суровые мужики генерируют такой чернее чернейшей черноты бесконечности метал?

Музыканты не переставая передвигались по сцене, не оставляя без внимания ни единого уголка танцевального партера и зоны вип, щедро выбрасывая в толпу целые горсти медиаторов и брутальных улыбок, не забывая при этом выдавать безукоризненную по технике и отдаче игру на инструментах. Дядюшка Эл же, которого язык не поворачивается называть дядюшкой, потому что задора и внутренней силы в нём столько же, сколько и 30 лет назад, разве что колесом по сцене не ходил. То, что этот человек вытворяет во время концертов, тянет на настоящий театр одного актёра. Этот невысокий, похожий на смесь ацтекского божка и Безумного Шляпника, лицедей бегал, прыгал, танцевал, строил рожицы, падал на пол и заходился в истерическом смехе с такой скоростью и хаотичностью, что невольно поверишь в утверждение о том, что гениальность всегда граничит с безумием. Мальчику уже 57, остальным тоже уже не по 20 и не по 30, но это совсем не мешает им уделывать всю молодёжь, не прикладывая к этому особых усилий. Всяким ныне популярным молодым и задорным постхардкорщикам остаётся только умываться своими юношескими слезами из-за осознания своей пока ничтожности. И кто тут ещё деды, а?

Происходящий карнавал сумасбродства и сумасшествия как драгоценный камень обрамляла оправа из психоделического видеоряда, идущего на экране в глубине сцены. Инсталляции Ministry — это особый отдельный вид искусства, представляющий из себя артхаусную эпилептическую нарезку из всего, что только можно придумать (начиная с видеоклипов группы и заканчивая головами Дональда Трампа и Хилари Клинтон в огне), которая выступает в роли настоящей квинтэссенции мировоззрения как всей группы, так и Эла Йоргенсена в частности. А уж кто-кто, а он, будучи не просто музыкантом, а настоящим высокоморальным эрудитом с открытой гражданской позицией, никогда не скрывал своего мнения и предпочтений, тем самым задав моду и вдохновив множество своих последователей на поднятие острых социальных и политических тем в творчестве.

Идеальному действу на сцене — идеальную публику в зале. Да, публика заслуживает отдельного внимания. Образ эталонной атмосферы концертной толпы сложился в моей голове ещё в далёкие школьные годы во время посещений всевозможных блэк и дэт выступлений (и я до сих пор считаю, что эти самые «страшные огромные дядьки с пентаграммами» ведут себя намного вежливее и спокойнее, чем даже небольшая толпа девочек-школьниц). И в этот вечер всё было идеально канонично. Каждый наслаждался происходящим и слушал музыку так, как мог и как хотел. Каждый выражал свои эмоции так, как хотел, не переживая за то, что стоящие рядом начнут осуждать и бросать косые взгляды. А всё потому, что никто и не думал этого делать. Слэм и мош же были предельно уважительными и этичными (да, у них есть этика и правила), что никак, вопреки мнению многих, не понизило градус увеселения и отрыва. Я помню ещё те счастливые времена, когда клуб Yotaspace носил гордое имя Б1 Maximum,но чего я точно не помню, так это зрительского стейдждайвинга. Краудсёрфинг — разумеется, но не стейдждайвинг точно. А здесь пожалуйста, даже такое умудрились учудить. Это в доказательство того, что воспитанно не значит скучно.

Ministry отыграли отличный сборный сет, который пришёлся по душе и старым и новым фанатам, ведь он с одинаковой силой заставил и поностальгировать тех, кто много лет назад, пересмотрев «Матрицу» и завернувшись в чёрный плащ до пола, бодро вышагивал под «Bad Blood» на контрольную по алгебре, и просто ещё сильнее влюбиться в творчество группы и в жанр в целом, напомнив о том, что есть индастриал и эмоции, которые он нам дарит. Ведь ничто не сравнится с чувством нескончаемой силы и бунта и желанием бесстрашно и с высоко поднятой головой маршировать, крушить и ломать подобно молоткам из пинкфлойдовской «The Wall».

Уже ближе к окончанию концерта Дон Корлеоне мира индастриала перевалился через сцену и неуклюже спрыгнул в фотопит прямо к толпе. Мне, если честно, было тяжело поверить в тот факт, что передо мной стоит человек с таким невероятным жизненным и творческим багажом. Но не верилось не потому, что, к примеру, предыдущие заслуги не оправдывались или что-то в этом духе, а, наоборот, в самом позитивном ключе. Человек, к которому за помощью с саундтреком обращался сам Стивен Спилберг; человек, который выпустил альбомов больше, чем некоторые могут даже сосчитать; человек, который служит живой иконой для сотен и сотен музыкантов и ведёт за собой уже не одно поколение бунтующих меломанов... Просто идёт и прямо посреди концерта раздаёт всему первому ряду и остальным дотянувшимся рукопожатия. И нет, не прикосновения в духе «я звезда, дотроньтесь до моего мизинца» (хотя, конечно, в той же «Hail to His Majesty» он и называет всех нас холопами, но образ есть образ же), а настоящие благодарные крепкие рукопожатия. Вот уж в действительности случай, когда после встречи с кумиром не хочется мыть руки. И я не преувеличиваю — когда этот человек проходит рядом с тобой, ты чувствуешь такую волну силы и мощи, что так и недолго поверить в ауру и все эти энергетические штуки.

За основным сетом последовал бис... А потом ещё один. Иногда, ближе к концу концерта в голове может промелькнуть грешная мысль о том, что можно было бы уже и закругляться. Ну признайтесь, бывало такое. Такое было и в этот вечер. Но не потому, что «о боги, как же скучно и пресно, пора бы и домой, выложить дежурную фотографию в инстаграм и спать», а потому, что «о богиии, пожалейте мои конечности, я больше не могу отрываться». А потом открывается второе дыхание, и подобные ужасные мысли улетучиваются из организма вместе с жидкостью. Так вот, это был тот самый концерт, когда открылось и второе и третье дыхание. И хватило его даже на то, чтобы ещё 15 минут не отрываясь смотреть на экран, который продолжал гипнотизировать зрителей своим кислотным содержимым даже после того, как группа, тепло поблагодарив зал, покинула сцену. Это был тот самый концерт, после которого приходишь домой и плюхаешься лицом в подушку без сил даже на то, чтобы снять с себя штаны, которые, впрочем, и так болтаются на тебе из-за того, что пару твоих кило группа забрала себе как боевой трофей. Хотя, по версии самих Ministry, российские концерты были настолько сумасшедшими, что теперь, выкладывая в социальные сети фотографии с фестиваля Wacken, на который они только прибыли, они подписывают их хэштегом #wesurvivedrussia. Так что огоньком мы обменялись очень даже взаимно. Идеальный концерт идеальных музыкантов. Без лжи, лицемерия, притворства и купюр. Жаль, что жизнь — не концерт. А то эти товарищи построили бы идеальное общество.

Если классика — это то, что никогда не стареет и не выходит из моды, то без тени сомнения можно сказать о том, что Ministry — это уже классика в самом что ни на есть эталонном смысле этого слова. И что бы дядюшка Эл ни говорил, будь то отказ от выпуска новых альбомов или будущее прекращение концертной деятельности, мы будем стойко верить в то, что всё это притворство. Нет, ну Scorpions же откатывают каждый год очередной «последний» тур, чем Ministry хуже? Да точно ничем. А тем, кто не смог попасть на этот концерт и теперь грызёт подушку, заглушая чувство обиды, могу сказать лишь одно — не корите себя. Увидев мистера Йоргенсена и компанию живьём и чуть не захлебнувшись в исходящей от сцены энергетике, могу сказать, что это точно не конец. Вы ещё детей своих отведёте посмотреть на уже, так и быть, дедулю Эла, который ещё лет 100 проживёт и столько же не сойдёт со сцены.

Сет-лист:

1. Hail to His Majesty (Peasants)

2. Punch in the Face

3. PermaWar

4. Rio Grande Blood

5. Señor Peligro

6. LiesLiesLies

7. Waiting

8. N.W.O.

9. Just One Fix

10. The Missing

11. Deity

12. Thieves

13. Stigmata

Encore:

14. Psalm 69

15. So What

16. Khyber Pass

Encore 2:

17. Gates of Steel (DEVO cover)