Промо
 Подписаться
Поделиться
ДХАММАПАДА наказание и СТАРОСТЬ* Mzeum Rondizm TV
12:09 9 0 6 лет
Лицензия
Жанры
Авторская песня
Описание
ЧИТАЮ КЛАССИКУ
Текст
X. Глава о наказании 129. Все дрожат перед наказанием, все боятся смерти поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству. 130. Все дрожат перед наказанием, жизнь приятна для всех поставьте себя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству. 131. Кто, ища счастья для себя, налагает наказание на существа, желающие счастья, тот после смерти не получит счастья. 132. Кто, ища счастья для себя, не налагает наказания на существа, желающие счастья, тот после смерти получит счастье. 133. Ни с кем не говори грубо; те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь – неприятна, и возмездие может коснуться тебя. 134. Если ты успокоился, подобно разбитому гонгу, ты достиг нирваны; в тебе нет раздражения. 135. Как пастух палкой гонит коров на пастбище, так старость и смерть гонят жизнь живых существ. 136. Совершая злые дела, глупец не понимает этого. Неразумный мучается из-за своих дел подобно снедаемому огнем. 137. Кто налагает наказание на безвинных и неиспорченных, тот быстро приходит к одному из десяти состояний. 138-139-140. Его может постигнуть: острое страдание, повреждение тела и тяжелое мучение или же болезнь, безумие; или царская немилость, или тяжкое обвинение, или потеря родных, или утрата богатств, или же дом? его спалит пламенный огонь. Когда разрушается тело, глупый попадает в преисподнюю. 141. Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни грязь, ни пост, ни лежание на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сидение на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений. 142. Пусть он даже украшен, но если он живет в мире, спокойный, смиренный, воздержанный, ведущий праведную жизнь, отвергающий применение наказания ко всем существам, – он брахман, 143. Найдется ли в мире какой-либо человек, смиривший себя скромностью, который не нуждался бы в понукании, как хорошо тренированная лошадь – в кнуте? 144. Подобно хорошо тренированной лошади, тронутой кнутом, будьте энергичными и одушевленными. С помощью веры, добродетели и энергии, самоуглубления и изучения дхаммы вы, вдумчивые, исполненные знания и безупречные в поведении, освободитесь от этого великого зла. 145. Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, добродетельные смиряют сами себя. ХI. Глава о старости 146. Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света? 147. Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства. 148. Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом – смерть. 149. Что за удовольствие видеть эти голубоватые кости, подобные разбросанным тыквам в осеннюю пору? 150. Из костей сделана эта крепость,166 плотью и кровью оштукатурена; старость и смерть, обман и лицемерие заложены в ней. 151. Изнашиваются даже разукрашенные царские колесницы, также и тело приближается к старости. Но дхамма благих не приближается к старости, ибо добродетельные поучают ей добродетельных. 152. Малознающий168 человек стареет, как вол: у него разрастаются мускулы, знание же у него не растет. 153. Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь – горестно. 154. О строитель дома,169 ты видишь! Ты уже не построишь снова дома. Все твои стропила разрушены, конек на крыше170 уничтожен. Разум на пути к развеществлению достиг уничтожения желаний. 155. Те, кто не вел праведной жизни, не достиг в молодости богатства, гибнут,173 как старые цапли на пруду, в котором нет рыб. 156. Те, кто не вел праведной жизни, не достиг в молодости богатства, лежат, как сломанные луки, вздыхая о прошлом.