Марина Артемьева Марина Артемьева 
 Пермь
Откуда-то из сердца идет мое пение. Если песня не получилась - значит я не созрела для ее исполнения, надо через год послушать и спеть заново. Как сюда попасть
 Подписаться
Поделиться

STEPANIDA
1974

Жанры
Этно
Адрес на RealMusic.ru
https://www.realmusic.ru/stepanida    
Описание
Актерское дарование многогранно, широко и самобытно. Поющая драматическая актриса с огромным диапазоном амплуа: от комического до трагического. Благодаря уникальному синтезу фольклорных вокальных якутских традиций и авангарда, она получила признание, как в России, так и за рубежом. Родилась Степанида Борисова 15 апреля 1950-го года в якутском поселке Нахара. В один день с Аллой Пугачевой, только годом позже. Детство Степаниды прошло в местности Телиги. В доме жили три семьи, взрослые целый день работали, и на плечи маленькой девочки с мужским именем Степа легли все обязанности по дому. Закончив в Телиги три класса, девочка поехала учиться дальше в Нахару. После окончания 10 класса отправилась поступать в Новосибирскую консерваторию. Не поступив, устроилась работать в Нюрбинский театр, затем поступила в Щепкинское театральное училище. Закончив его, работала актрисой в театре режиссера Борисова. Актриса всегда пела, но более ярко ее песенная звездочка вспыхнула семь лет назад, когда она нашла себя в этнической песне. Потом стала преподавать в фольклорном отделении музучилища. На фольклорных международных фестивалях всех городов и весей зазвучал ее необыкновенный голос, развернулся спавший до времени импровизаторский талант.
Участники
Степанида Борисова Лидер-вокал
stepanida Владелец страницы
История
Степанида Ильинишна Борисова не собиралась становиться певицей - петь она лишь в кругу друзей и родственников Усебя на родине, в Якутске, Степанида Ильинишна Борисова известна прежде всего как драматическая актриса, причем местная пресса называет ее не иначе, как "совестью нации". Она - прима театра драмы имени Ойунского, известного как Сахатеатр. Со временем друзья и родственники убедили актрису, что пение органично дополнит ее актерское мастерство. В результате на свет появилась якутская версия брехтовского "Доброго человека из Сычуана", в которой Степанида Борисова исполняет песенные номера - зонги. Разумеется, зонги в Якутии звучат не так, как в Германии - Степанида Борисова исполняет их в местной традиции под названием "Тойюк". Якутский "тойюк" - это музыкальное произведение, создаваемое по известному принципу: "что вижу- то пою". То есть, это вокальная импровизация, в процессе которой певец или певица рассказывает о своих впечатлениях по поводу какого-либо происходящего события, явления, или встреченного человека. На сьемках "Археологии звука" певица спела тойюк и об авторе этих строк, после чего он ничтоже сумняшися считает себя персонажем якутского фольклора. Для пения тойюка требуется особая вокальная техника. Своеобразные голосовые призвуки, обертона, которые как бы создают иллюзию аккомпанирующего инструмента, называются кылысахами, или кылыхат. Такой техникой с древних времен якуты распевали свои сказания - олонхо - пространные повествования о борьбе древних богатырей со всевозможными злыми чудовищами, как правило, однорукими или одноногими. Исполнители олонхо - их называют олонхосутами, существуют в Якутии до сих пор, хотя с каждым днем их становится все меньше. Пение олонхо - по сути, театр одного актера - исполнитель помнит наизусть сказания, состоящие из десяти-пятнадцати тысяч слов, и разыгрывает эпос "по ролям", исполняя песни от лица каждого персонажа. Старинные якутские песни и "тойюк" Степаниды Борисовы завораживают слушателей Германии, Японии, Финляндии, Гонконга. Певица много гастролирует, выступает на фестивалях, причем иногда в довольно неожиданных составах: порой аккомпанируют джазовые и авангардные барабнщики - например, чех Павел Файт, москвич Михаил Жуков или музыкант из Санкт-Петербурга Александр Емельянов, - а порой электронные авангардисты - например, московский дуэт ""Т.О.три точки" в составе Александра Маркова и Сергея Аксенова. Якутские журналисты пишут, что она поет "удаган курдук", то есть, как шаманка, что вибрации ее голоса магическим образом действуют на слушателя. При этом отмечают, что женщины-шаманы по якутским представлениям, издавна считаются в камлании сильнее мужчин.

Комментарии

Обновлено 10.12.2007