А потом понеслось: песня за песней, альбом за альбомом. Время бежит быстро, хорошо бы ухватить его словом. Юрий Шевчук, на мой взгляд, оказался одним из самых плодовитых авторов в рок-музыке. Не скажу, что все его песни мне одинаково нравятся. Есть вещи слабее прочих, на которых автор, как говорится, отдохнул. Или, может быть, они просто стали ступенькой к другим его песням. Сильным. Звездным. Вот таким:
Вышел из комы ночью там, где храм на крови без крова, Капельницы в клочья, жить начинаю снова. Разлетелась вода снегом, белой ваты жую мясо, Волчьим вещим живу бегом, небо красное - будет ясно.
Вместе со всей страной Шевчук вступил в новую жизнь. Раздирая бока, оказался втиснут в нее. Вкатился, набивая шишки на неровностях дороги. И при этом упрямо стоял на своем видении этого нового мира. Неласкового и не солнечного времени. Нашего времени, каким бы оно ни было.
Новая жизнь разбежалась весенним ручьем,
Новая жизнь разлилась по ларькам, по вокзалам. Новая жизнь посидим, помолчим ни о чем,
Новая жизнь никогда не дается даром.
«Да он всегда был спорщиком», спел когда-то Владимир Высоцкий. Должно быть, про таких людей, как лидер ДДТ. Это чувствуется и в шевчуковских текстах. Они иногда напоминают стихи Маяковского. Чем? Стилистикой. Поворотами сюжета. Построением фраз. И еще, Шевчук умеет в обертке простых и привычных рифм подать непростые и нетривиальные образы. Ах, какие образы у него выписываются! Вот поди ж ты придумай такое:
На небе вороны, под небом монахи и я между ними в расшитой рубахе…
Или в другом месте:
Слышу я тишину, что молчит в тишине, вижу мир да войну, грею ночь на огне.
Всего одна только строчка, а за ней проступает целая картина. Хоть садись да маслом пиши. А то и целая жизнь проступает:
Две мечты да печали стакан мы, воскреснув, допили до дна Я не знаю зачем тебе дан правит мною дорога-война. Ты не плачь, если можешь прости, жизнь не сахар, а смерть нам не чай. Мне свою дорогу нести, до свидания, друг, и прощай.
Выбирай любую строчку. И живи.
Зарастаю забытым словом на завалинке с домом-дедом, Парюсь в бане, чтоб свежим новым для охотника стать следом.
Почему-то опять вспоминается Высоцкий: «Нет особых новостей, все ровнехонько, Но зато накал страстей ого-го какой». Вот этот самый внутренний нерв в песнях Юрия Шевчука действительно ого-го. Еще какой!
А в последних альбомах у ДДТ заметно меньше стало Маяковского с его «Кто там шагает правой? Левой, левой, левой!». И заметно больше лирики:
Актриса Весна после тяжкой болезни снова на сцене: Легким движеньем вспорхнув на подмостки оттаявших крыш…
Или я не прав? И это просто времена изменились? Вместе с поэзией?
p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; }a:link { }