Как ни странно, столичный клуб "16 тонн" оказался идеальной площадкой для сольного выступления солистки "Мельницы". Небольшое помещение, низкая сцена, таинственный полумрак - обстановка как нельзя лучше соответствовала замыслу певицы устроить старый добрый уютный "Хелависник", когда можно общаться со зрителями на расстоянии вытянутой руки, заглядывать им в глаза, рассказывать разного рода истории, отвечать на вопросы и всячески по-доброму хулиганить.

За пару часов до концерта в полупустом клубе, не экономящем на кондиционерах, редкие гости приходили в себя после жары в баре с холодным пивом. Характерного вида девушки в длинных юбках скромно сбивались в небольшие стайки, занимая наиболее выгодные позиции на подступах к сцене. Музыканты "Мельницы" прогуливались по залу, непринуждённо общаясь с поклонниками и раздавая автографы, а сама Хелависа тем временем позировала возле стены фотографам, держа в руках плакат с надписью, смысл которой понятен лишь посвящённым. Непосвящённым же и случайным людям казалось, будто сейчас начнётся обычный концерт "Мельницы". Впрочем, случайных людей в толпе зрителей практически и не было. А для завсегдатаев подобных мероприятий разница между сольным творчеством Хелависы и "Мельницей" настолько очевидна, что поговаривают, будто многие из них отдают предпочтение именно сольникам, а на концерты "Мельницы" даже и не захаживают, искренне считая, что настоящая магия - это когда вот так вот, по-домашнему: голос, "арфа из крыла" - и ничего лишнего.

Так и было. Сначала на сцене появилась арфа. Зрители, занявшие к этому моменту все свободные стоячие и сидячие места, поняли, что концерт начинается, и зааплодировали. Тут же в длинном светлом трикотажном платье с кружевной вышивкой появился и голос. Поприветствовав публику, Хелависа честно предупредила, что сегодня будет необычный концерт: большую часть времени "под куполом цирка" они проведут вдвоём с арфой, исполнят и старые песни и те, что войдут в шестой альбом "Мельницы", ибо пятый, дескать, уже укомплектован.

После внушительного вступительного слова последовала хулиганская "Харе Кришна" на мотив "Порушки-Параньи", исполненная а капелла под аккомпанемент хлопающих в такт зрительских ладоней. Затем, признавшись в любви к высоким барным стульям и сообщив поклонникам, что сегодня их ждёт несколько песен на "нерусском" языке, Хелависа сыграла древнюю ирландскую инструментальную композицию "Port na bPucai" ("вы слыхали, как поют киты..." - на русский лад).

После исполнения красивейшей песни на стихи Александра Блока из зала стали поступать записки. Читая их вслух и с ходу отвергая по разным причинам некоторые просьбы, Хелависа, на секунду задумавшись, остановилась на пожелании сыграть "Сонного рыцаря". "А почему бы и нет?!" - ответила она. "Сонный рыцарь" пользуется какой-то сумасшедшей популярностью среди поклонников Хелависы, и было очевидно, что некоторые из присутствующих пришли на концерт в надежде услышать именно эту песню, а посему выражали свою благодарность настолько бурно, насколько это было возможно в данном случае, ведь у интеллигентного артиста и поклонники весьма приличные. Ни одной сигареты в зале, ни одного нетрезвого лица, а отдельные веселящиеся на галёрке граждане, пьющие не то второй, не то третий бокал пива, вызывали примерно такие же осуждающие брезгливые взгляды, что и человек, забывший отключить телефон в театре.

Те, кому не хватило места у сцены и пришлось стоять на отшибе, не чувствовали себя обделёнными: наблюдать за происходящим на сцене можно было и на большом экране, висящем на противоположной стене за барной стойкой. Но гораздо важнее было не смотреть, а слушать. Те, кто давно не был на концертах Хелависы, не могли не заметить результаты упорной многолетней работы певицы над вокалом и манерой исполнения. То, какие пассажи она выделывает нынче голосом, достойно всякого восхищения. Даже обычному слушателю, не обременённому никакими музыкальными познаниями, слышно, как по-новому теперь звучат старые известные песни и каким буйством вокальных красок играют свежие композиции: здесь есть место и сексуальным низким грудным напевам, и отчаянному животному рыку, и тонкой, но глубокой материнской нежности - как, например, в песне "Береги", посвящённой двухлетней дочери Нине.

В меру выполняя просьбы, приходящие из зала в виде записок, Хелависа всё же старалась не уходить далеко от намеченного заранее курса и петь те песни, которые представляли особенную ценность для неё самой. "Чтобы заговор начал работать, его обязательно надо пустить в эфир", - объяснила она перед исполнением песни "Чёрная овечка", написанной специально для одного хорошего человека, попавшего в тяжёлую жизненную ситуацию.

Затем были и обязательные "Блюз апельсиновых корок" и "Гоблинка", и совершенно невероятное исполнение под арфу известного хита "Холодное пиво" группы "Аквариум", и любимая всеми "Королевна", которую поклонники обычно безуспешно просят сыграть на концертах "Мельницы". На этом, по словам Хелависы, "трешовая часть концерта закончилась", и на сцену один за другим начали выходить гитарист Сергей Вешняков, виолончелист Алексей Орлов и барабанщик Дмитрий Фролов.

Вместе с музыкантами были сыграны песни из альбома "Леопард в городе" - "Увядание листьев", "Гимн деревьев", "Маргарита"... Завершился концерт драйвовым исполнением финального альбомного марша "Гретхен за прялкой", после чего Хелависа попрощалась со зрителями до осени и, покинув уютные прохладные стены "16 тонн", отправилась, уже в качестве фронтвумен "Мельницы", обжигать босые пятки перед десятками тысяч фанатов на раскалённой главной сцене "Нашествия".

Текст: Евгения Лобачёва

Фото: Анастасия Кардапольцева