RealMusic
Руслан Богатырев
Руслан Богатырев
пятница, 30 марта 2018 г., 14:09

Романс, шансон и авторская песня. Кабаре и кафе-шантаны

Русский шансон (этот бренд формировался и активно раскручивался в 1990-е годы) принято считать специфической калькой культуры французского шансона. Да, явления во многом схожие, хотя и разные.

Французский шансон возник в 1880-е годы, примерно за 10 лет до начала Серебряного века в русской культуре. Истоки его лежат в кабаре-культуре Франции. Возник в парижских кабаре (кафе-шантаны), что наложило большой отпечаток на этот особый песенный жанр.

Одним из первооткрывателей его стал поэт и комедиант Аристид Брюан (Aristide Bruant). Будучи безработным он долгое время искал себя, эпизодически выступая в небольших парижских бистро и кабачках. В основе его творчества были протест парижской уличной бедноты, революционный пафос, ненависть к буржуазии. Фирменный стиль: чёрное пальто, поверх которого повязан длинный красный шарф.

Альма-матер французского шансона, его базовая сценическая площадка, — знаменитое парижское кабаре на Мормартре «Чёрный кот» (Le Chat noir, «Ша Нуар»), место регулярных встреч французских символистов. Его открыл в 1881 г. французский художник Родольф Салис. Просуществовало 16 лет, вплоть до смерти Салиса (1897). В этом своего рода ночном элитном клубе собиралась французская богема, включая Клода Дебюсси, Ги де Мопассана, Поля Верлена, Эрика Сати... Сначала здесь, а потом уже в «Мирлитоне», «Мулен Руже» и выступал Аристид Брюан.


Своеобразным аналогом «Чёрного кота» в С.-Петербурге (Петрограде) было литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» в подвале Дома Павла Жако на углу Площади Искусств (Михайловская пл.). Идея его открытия принадлежала артисту Александринского театра Борису Пронину, сподвижнику Всеволода Мейерхольда. Здесь собиралась петербургская богема: Игорь Северянин, Саша Чёрный, Анна Ахматова, Всеволод Мейерхольд, Велимир Хлебников, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, знаменитые артисты Мариинки и Русского балета Дягилева Тамара Карсавина, Евдокия Лопухова, Михаил Фокин... Примой кабаре «Бродячая собака» была известная русская модель, актриса и танцовщица Ольга Глебова-Судейкина. Кабаре просуществовало недолго: с декабря 1911 г. по март 1915 г. Оно было главной неофициальной сценической площадкой эпохи русского модерна. Ничего подобного не было даже в Париже. 

С 1916 г. в Петрограде (Петербурге) на Марсовом поле в подвале дома Адамини Борис Пронин открыл новое кабаре — «Привал комедиантов». Творческим символом его стал знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд. Кабаре просуществовало до 1919 г. Акцент был на театрализацию «подземных классиков». Здесь бывал весь цвет русской поэзии Серебряного века: Валерий Брюсов, Александр Блок, Игорь Северянин, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Андрей Белый, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Николай Клюев.

Кафе-шантаны (café chantant, «поющие кафе»), ставшие в своё время заповедниками вокального и театрального творчества, во многом способствовали становлению и развитию русского и французского шансона, испанского фламенко и даже аргентинского танго. А сам термин «русский шансон» (chanson russe) впервые, пожалуй, появился в 1910 г. в стихотворении знаменитого поэта Серебряного века Игоря Северянина, одного из самых ярких и эпатажных представителей поэтической богемы С.-Петербурга и Москвы, завсегдатая первых русских кабаре.

Наиболее знаковой фигурой, отцом-основателем русского шансона принято считать Александра Вертинского (1889-1957), вдохновлённого тесным общением с Игорем Северяниным и Владимиром Маяковским. Переломным в его жизни стал 1913 г., когда он в Москве поставил пьесу «Балаганчик», созданную Александром Блоком в год окончания им Петербургского университета (1906). Любовный треугольник трёх масок-персонажей (Коломбина-Арлекин-Пьеро) настолько глубоко затронул Вертинского, что именно одну из этих масок (Пьеро) он и выбрал в качестве главной для своего вокального сценического образа. Именно печальные песенки Пьеро, пропитанные щемящей ностальгией по безвозвратно ушедшей эпохе, и стали визитной карточкой Александра Вертинского, которого спустя полвека Александр Галич назовёт «родоначальником русского шансоньерства», а Булат Окуджава — «создателем жанра современной авторской песни». Как ни удивительно, невольно к этому направлению подтолкнул его Александр Блок.

Дебют Александра Вертинского в роли шансонье состоялся в 1915 г. после его возвращения с фронта. На эстраду он вышел, как и Аристид Брюан, в специально заказанном для этого выступления чёрном костюме, костюме Пьеро. Помимо маски выработал и свою вокальную манеру — певучий речитатив. Вертинский в основном исполнял песенки-романсы на свои стихи. Но писал музыку и на стихи поэтов Серебряного века, среди них Александр Блок, Николай Гумилев, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Максимилиан Волошин, Фёдор Сологуб, Георгий Иванов, Саша Чёрный, Надежда Тэффи, Анна Ахматова, Марина Цветаева.

И всё же больше всех на него повлиял Александр Блок. Вертинский так вспоминал о роли поэзии Блока: «В нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания, каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. А надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравившей не одно сердце мечтами о Прекрасной Даме».

Печальные песенки Вертинского в образе русского Пьеро действительно стали неординарным явлением в русской культуре. Однако, на мой взгляд, истоки жанра стоит искать раньше, у предтечей русского шансона: королевы русского романса Анастасии Вяльцевой и короля цыганского романса Александра Давыдова. К моменту появления на сцене Александра Вертинского, писавшего о них театральные рецензии, и Вяльцева, и Давыдов уже ушли из жизни.

Александр Давыдов
(1849-1911, Арсен Карапетян) начинал в хоре Итальянской оперы в Тифлисе. Но его певческий и артистический таланты раскрылись именно в Москве, в антрепризе М.В. Лентовского. А затем уже Москва услышала в его потрясающем исполнении и цыганский романс. Он выработал свой особый «давыдовский» стиль, который был ближе к мелодекламации, нежели к цыганскому пению. Качество его дикции ставил в пример К.С. Станиславский. Настоящие цыгане копировали его пронзительную манеру пения, пения со слезой. Именно Александр Давыдов и стал концертным наставником Анастасии Вяльцевой.


Анастасия Вяльцева
(1871-1913) — ученица Станислава Максимовича Сонки, председателя Петербургского вокального общества. В 1897 г. в московском театре «Эрмитаж» Я.В. Щукина состоялся её первый сольный концерт, сразу же вызвавший невиданный ажиотаж в эстрадных кругах. Популярность Вяльцевой в начале XX века была огромна, её называли «Несравненной», «Чайкой русской эстрады» и «Русской Золушкой», превратившейся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России. Александр Блок писал о Вяльцевой: «Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей». На новую, недосягаемую высоту подняла она жестокий и цыганский романс.


И как бы сегодня ни пытались разделять романс и шансон, исторически русский шансон и авторская песня гораздо теснее связаны с русским романсом и поэзией Серебряного века, нежели мы это привыкли считать.

0