Без лишних прелюдий и вводных слов — концерт, речь о котором пойдет ниже, Россия ждала без малого десяток с лишним лет. Еще когда Wardruna, не имеющий аналогов проект бывшего участника Gorgoroth Айнара «Квитрафна» Селвика, только-только вставала на ноги, на просторах Рунета появлялись пожелания увидеть группу в России. И лишь в январе 2016 российское музыкальное сообщество всколыхнула весть — Wardruna приезжают в нашу страну. И не одни, а с, пожалуй, идеальной группой на разогрев, специальными гостями из Омска Nytt Land. Мероприятие с самого момента анонса обещало стать аншлаговым, ведь гости из Норвегии должны были посетить Россию с единственным концертом, и на такое знаковое событие собирались люди со всей страны.

Попытавшись войти в зал к началу сета Nytt Land и потерпев относительный крах (удалось притулиться лишь в уголке у самых дверей), мы отметили, что клуб RED в тот вечер был очевидно маловат для всех желающих вживую узреть феномен Wardruna. Пространство зала было наполнено людьми с плотностью, доселе не виданной мной на этой площадке, но в этом был и несомненный плюс вечера — прием для музыкантов обещался быть отменным. Ровно в восемь вечера на сцене появились Nytt Land, которые без лишней суеты заняли свое место, и ритуал древних северных тайн начал претворяться в жизнь.

Nytt Land часто (на мой вкус, даже слишком часто) уподобляют Wardruna, и не зря — творчество омичей действительно на первый взгляд крайне приближенно к таковому от их норвежских по духу братьев. Вместе с тем нам показалось, что оно более медитативно, восходит к русской традиции, где песни более «рваные», нервные и взывают к почти забытым современным человеком потаенным чувствам и желаниям. Преимущественная инструментальность композиций подарила зрителями простор для воображения, дала возможность максимально глубоко проникнуться творчеством Nytt Land, подобрать к нему «свои», личные ключи и ассоциации. Покинув зал под громогласные аплодисменты и вызвав еще одну волну оваций при упоминании героев вечера, Nytt Land, без сомнений, не оставили никого из присутствующих равнодушными к своему делу, и мы с радостью будем ждать их снова в наших краях (и на этот раз — с сольным концертом).

Пока на сцене велась подготовка к сету Wardruna (скажем сразу — довольно краткая; вот оно, преимущество акустических программ), зал не уставал приветствовать очередного участника группы на сцене радостными возгласами. Сами же члены группы приветливо улыбались, заслышав стройный гул, и пока не подозревали, какой шквал оваций их ожидает от московской публики. Но волнительное предчувствие перед уникальным выступлением быстро переросло в нервное ёрзанье, апогеем которого стало распевание залом «Коня» от родной русской душе группы Любэ. Это забавное безумство прервал лишь погашенный в зале свет, послуживший сигналом к выходу Wardruna на сцену и к воодушевленным восторгам публики.

Soli har venda, i haustinga ligg hået (Солнце сделало еще один круг, пожнём же урожай)

Под плачущие звуки скрипки нежная «Jara» открыла сет Wardruna, чтобы с первой минуты завладеть вниманием сайта и привести его в трепет. Словно приподнялась завеса долгих веков, и петь под звуки йоухикко, козьего рога, лура и барабанов было легко и естественно, слова так и просились сами наружу. Мелодичность «Jara» стала прелюдией к грозной «Hagal», под ритм которой впору было впадать в транс, идти на зов внутреннего голоса, прислушиваться к своему истинному «я». Хагал исполнял свое истинное предназначение — освещал путь, по которому человек приходит к себе обновленному, чистому, лучшему.

Не растекаясь мыслью по древу и не требуя передышки, Wardruna продолжила вплетать в канву вечера древнейшие шаманские вибрации, и для нас гулкими ударами дерева о дерево открывалась «Bjarkan». Зал быстро подхватил ритм, и хлопки двух тысяч ладоней искусно влились в мелодию. В этой песне, пожалуй, наиболее ярко сиял вокальный талант вокалистки группы, Линди-Фэй Хелла. Пробирающие до мурашек низкие интонации причудливо сменяли возгласы, почти крики, от которых удивительным образом кровь по венам бежала быстрее и в которые хотелось вслушиваться бесконечно.

Связка «Løyndomsriss — Heimta Thurs — Thurs» пробудила в нас палитру самых разнообразных чувств — сначала легкая медитативная полудрема, прерываемая лишь редким «Thurs» со сцены, а потом стало страшно: хаотично заметался свет, и низкий, утробный почти рев, за который ранее в группе был ответственен Гаал (теперь, полагаем, звук звучит сэмплом), погрузил зал в мощнейший экстаз и вызвал гром аплодисментов.

Bølgjene voggar meg, djupt eg fell i svevna (Волной укрытый, я погружаюсь в сон)

Нашлось в сет-листе место и для новой песни проекта — «Gjallarhorn». Ее практически танцевальный ритм вывел публику из того оцепенения, в который она впала на «Heimta Thurs», и в очередной раз магический голос Линди перенес нас в запредельные неземные пространства. Волшебство, магия и не думали пропадать: самые глубокие душевные струны чутко отзывались на гипнотическую «Laukr» с ее размеренными хоровыми распевами. Забавно, что лур в живой версии этой песни не звучал инородно, а вполне выгодно «оттенял» композицию своим густым звучанием.

На очереди была «Algiz — Stien Klarnar», бесспорно, одна из самых сильных песен Wardruna в концертном исполнении. Руна Альгиз символизирует связь с иными мирами, божественное покровительство и путь к знаниям — три столпа из числа многих, на которых держался мир древнего человека. Вербально «закрепляя» руну, каждый человек на сцене поднимал руки ввысь, будто приветствуя древних богов, и всем своим телом олицетворял Альгиз — незабываемый момент в чистом виде. Последовавшая за ней «Algiz — Tognatale» определенно усилила эффект сакральности происходящего события. Eg helsar sola! Stig opp frå myrkre, stig opp i Dag (Хвала Солнцу! Тьму покинув, оно всходит вновь)

Протяжным звуком рог возвестил о начале «Dagr». Стук костей и поистине ведьмовской вокал Линди навевали мысли о тайных обрядах, скрытых от потусторонних глаз в лесной глуши или на болотах. Попробуй, сунься чужой — заведут хитрые огни в самую топь!

«Dagr» предварил собой целую череду знаковых композиций группы, среди которых были как получившая широкое распространение «Fehu» (как одна из первых песен, прозвучавших в сериале Vikings), так и «Naudir» с «Sowelu». Как только стихла последняя и смолкли овации и аплодисменты, Айнар в первый раз поздоровался с залом, поблагодарил за горячий прием и объявил о том, что завершит сет песня о смерти, «Helvegen». Неспешная, размеренная, какой и следует быть последней песне на пути земном, «Helvegen» проносилась над залом в практически полной тишине, не считая согласного рукоплесканья. Не добавить, не убавить — идеальное завершение концерта. Идеальное настолько, что даже после того, как музыканты поклонились и ушли со сцены, зал был не готов отпустить Wardruna. К группе взывали по имени, аплодировали, топали ногами — всё не зря, ибо через пару минут к зрителям вернулся Айнар и, пряча смущенную улыбку, тепло поблагодарил всех пришедших и порадовал отрывком песни, написанной для сериала Vikings в сольном исполнении.

Уникальный живой концертный опыт от выступления Wardruna сложно переоценить: будоражащая душу музыка, которой равных нет. Будем надеяться, что мы увидим снова эту душевную группу на просторах нашей необъятной.

Сет-лист Nytt Land:

1. Völuspá (Ask veit ek standa)

2. Völuspá (Hljóðs bið ek allar)

3. Opnun

4. Odin R.M.

5. Drakkar

6. Hávamál (Fimbulljóð níu)

7. Tid For Manen

8. Völuspá (Unz þrír kvámu)

9. Völuspá (Adr Burs synir)

10. Sköpun

Сет-лист Wardruna:

1. Jara 2. Hagal 3. Bjarkan

4. Løyndomsriss

5. Heimta Thurs

6. Thurs 7. Gjallahorn

8. Laukr

9. Algiz — Stien Klarnar

10. Algiz — Tognatale

11. Dagr

12. Fehu

13. Naudir

14. Sowelu

15. Helvegen

Выражаем благодарность издательскому дом Sulphur Flowers и лично Алексею Кочкину за предоставленные аккредитации.