Порой кажется удивительным и непостижимым, как отпечатываются в нашей жизни те или иные события, воспоминания, слова. Еще более завораживающим становится открытие — открытие того, как изменили и оставили свой отпечаток в душах других людей те слова и воспоминания, которые изменили тебя самого. Лучшим подтверждением таких изменений традиционно становятся поступки, поэтому, когда в октябре состоялся анонс февральского концерта Wardruna в Москве, большим сюрпризом для меня это не стало. Невооруженным глазом в прошлом апреле можно было увидеть, каким большим откликом в сердцах норвежских музыкантов стал теплейший русский прием. Отметила русскую «диковатость» и душевность национальная норвежская газета — но лишь словами благодарности и некоего, что ли, даже восхищения. В конце концов, все прошло по ставшей русской традицией фразе «за свои слова надо отвечать»: Айнар обещал, что группа вернется на наши бескрайние просторы «очень скоро» — Айнар свое обещание сдержал.

Ажиотаж перед предстоящим концертом переплюнул события прошлогодней давности, что неудивительно: шоу от Wardruna, по сути своей, превратилось в вечер, полнящийся материализованными в звуке северными традициями, не в последнюю очередь благодаря разогревающим норвежцев командам. И если присутствие омских братьев по духу Nytt Land в субботний вечер ни у кого сомнений не вызывало, то второй разогрев (да-да, привыкайте оперировать такими вот категориями) собрал восхищенные отзывы публики еще до самого концерта. Forndom, проект шведского музыканта Людвига Ворда, как никто лучше вписывается в этот мистический альянс не только музыкально, но и спиритуально. Сочиняя преимущественно эмбиентовые композиции, Forndom попадает точно в жанр со своим атмосферными и ненавязчивыми отсылками к северной традиции, при этом оставляя простор слушателю для собственных трактовок его творчества.

Опустим подробности мит-н-грита для одних посетителей концерта и многочасового стояния на морозе — для других, их всегда можно найти в комментариях во встрече ВКонтакте (поверьте, вы этого делать не хотите). Остановимся на том, за что организаторов однозначно стоит похвалить: после прошлогодней давки в клубе RED они приняли стратегически верное решение и концерт 2017 года анонсировали на площадке побольше, в YotaSpace. Чуть забегу вперед и предположу, что на следующий год можно будет арендовать Stadium Live, ибо под конец сета норвежских гостей в зале было тесно не только в бравых первых рядах, но и у выхода в самом его конце. Перед Nytt Land, впрочем, это было не так очевидно, и то тут, то там разбросанные группки людей мирно покачивались под звучавших фоном Of The Wand And The Moon и Tenhi (звукач, пламенный тебе привет!) и терпеливо ждали выхода омичей на сцену.

А на сцене во время их сета было на что посмотреть. За прошедший год группа поднабралась опыта в живых выступлениях, а также успела записать новый полноформатный альбом, «Fimbulvinter», который сейчас готовит к релизу. Пока идет выступление Nytt Land, вокруг них есть некая аура защищенности и спокойствия, которую довольно сложно описать простыми человеческими словами. Это та монументальность, корни которой лежат в многовековой истории и к которой современный человек обычно не имеет доступа без специальной подготовки или определенных проводников. Музыка омского коллектива настолько же глубока, насколько она с первой ноты может показаться нам близка. Слушаешь дальше и уходишь, уплываешь куда-то прочь из этой реальности вслед за ритмом барабанов и варгана, согласно киваешь голосу вокалиста и вокалистки, втягиваешься в настоящее ритуальное таинство. По тону, гармониям примерно понимаешь, какие песни для радости, а какие — для скорби, но всем внимаешь одинаково искренне. От Nytt Land не оторваться в самом хорошем смысле этого слова — конкретный эффект погружения в соответствующую атмосферу определенно есть.

На контрасте с ними выступает Людвиг со своим Forndom: его творчество более медитативно и личностно. Сквозь электронное эмбиентовое полотно с акцентами, которые Людвиг расставляет, нервно трогая смычком никельхарпу и произнося дрожащим голосом немногочисленные слова, проступает картина: человек, уставший путник в промокшей и тяжелой звериной шкуре бредет по заснеженному полю, почти отчаявшись найти себе пристанище в непогоду. На горизонте маячит лес, но это чужая страна, и что его ждет в том лесу, известно одним лишь богам. В душе человека растет самое первое семя сомнений — а вдруг боги его покинули? Спокойствие, рождаемое из музыки Forndom, имеет скорее тревожный характер, волнуется и сам композитор: после «Спасибо, Rus’! [Русь]» и ободряющих аплодисментов, Людвиг извиняется перед залом за волнение («мои руки буквально трясутся») и поясняет, что для него московский концерт — первый за пределами родины.

Стоя где-то в ряду пятидесятом, я что есть мочи поддерживаю паренька аплодисментами, потому что даже в самых прекрасных снах мне откровенно не верилось, что Forndom когда-либо ступит на русскую землю (за что низкий поклон организаторам концерта). Полчаса настройки Wardruna на сцене превращаются в настоящий ад в зале: даже у бара толпа начинает набирать силу, новоприбывшие давят тех, кто пришел еще до Nytt Land, поэтому вашей покорной слуге не оставалось ничего иного, как вскарабкаться на колонну, откуда открывался прекрасный обзор поверх толпы. Момент выхода группы на сцену было не пропустить: толпа оглушила норвежцев аплодисментов, дала понять, как сильно их ждали и по ним скучали в первопрестольной. В свою очередь Wardruna начали выступление максимально торжественно: Эйлиф и Айнар взяли в руки по огромной, изогнутой трубе с узорным раструбом на конце, и низкий, почти утробный звук возвестил о прибытии бога войны, Тюра. Было положено идеальное начало памятному вечеру.

Wardruna не стали сразу отягощать умы слушателей чередой новых композиций (в октябре прошлого года группа выпустила финальную часть трилогии «Runaljod» «Ragnarok»), и на смену «Tyr» пришла громогласная «Hagal». Зал тянет название руны вслед за вокалистами как зачарованный, а затем, глядя на легкую поступь Линди Фэй Хэлла, бросается в пляс под заигрывающие звуки флейты. Без «Hagal» не обходится ни одно выступление группы, поэтому я переключаю фокус с аудиальной на визуальную составляющую шоу. На лицо огромный прогресс в, так скажем, концепции и роли света в живых выступлениях Wardruna. Впервые мы можем стать свидетелями не только завораживающей игры света и тени — оставаться равнодушным к тому, как применяется контровой свет, будет настоящим преступлением. Группа явно ставит на сильную визуальную сторону, и в условиях клуба эта позиция кажется правильной и приемлемой (хотя олдфаги вроде меня могут позволить себе поворчать насчет «только природа, только хардкор»). 

Но вернемся к самому выступлению. Вспомнив «Hagal», норвежцы продолжают линию своего дебютного альбома, и для нас звучат «Bjarkan» и связка «Løyndomsriss — Heimta Thurs — Thurs». Последняя, по моему искреннему убеждению, конкретно не «звучит» без экс-участника группы и бывшего коллеги Айнара по Gorgoroth Гаала, пусть Wardruna и компенсирует его грудное рычание сумасшедшим метущимся светом на «Thurs». Это может стать серьёзным испытанием для людей с эпилептическими расстройствами и попросту выглядит пугающе, поэтому после возвращения к корням группа переходит к новому альбому, и мы можем насладиться более легкими по восприятию «Runaljod», «Raido» и «Isa».

Вообще говоря, Wardruna, без сомнения, является той группой, стиль которой полностью и закономерно сложился, и больших изменений ни в части студийного материала, ни в плане живой подачи от них ждать не стоит. Весь концерт, весь этот почти магический перфоманс коллектив практически не дает зрителю обратной реакции на порывы души (а они в тот вечер были и еще какие). Лишь перед финальной «Helvegen» Айнар по традиции благодарит пришедших и объявляет «песнь о смерти». «Helvegen», как и положено, должна стать точкой в сет-листе группы, логическим концом, но московские зрители, совершившие невозможное в прошлом году, чуют бис буквально нутряным каким-то чутьем. Айнар не разочаровывает российских поклонников и выходит через некоторое время снова на сцену. Роняет «only for Russia» и исполняет небольшой отрывок песни из сериала «Викинги», темы, звучащей в тот момент, когда королеву Аслауг ее сестры и братья отправляют в последний путь. Толпа ликует, толпа довольна и теперь готова расходиться.

Момент прощания всегда полон грусти, но грусть эта светла и легка: уже сегодня мы знаем, что встретимся с Айнаром и его талантливыми коллегами по группе уже в этом июле, и дополнительным бонусом к этому выступлению станет окружение поля и леса, земли и звезд. До новых встреч, Wardruna, и SKÅL!

Сет-лист:

1. Tyr

2. Hagal

3. Bjarkan

4. Løyndomsriss

5. Heimta Thurs

6. Thurs

7. Runaljod

8. Raido

9. Isa

10. Laukr

11. Jara

12. Algir — Stien klarnar

13. Fehu

14. NaudiR

15. Odal

16. Helvegen

Бис:

17. Queen Aslaug funeral

Выражаем благодарность организаторам за предоставленную аккредитацию.