Продвижение рок-группы в социальной сети ВКонтакте при отсутствии бюджета или его минимальном наличии на примере группы LaScala.

Вступление.

Зовут меня Бигильдин Алексей, мне 23 года. По специальности, которую я получил в ГМК им. Гнесиных, я артист оркестра и преподаватель игры на кларнете. Однако работаю я заместителем директора по маркетингу в консалтинговой компании и… PR-менеджером в рок-группе LaScala. Хотя LaScala назвать работой язык не поворачивается и дело абсолютно не в деньгах, а в том, что это стало моей идеей на ближайшее будущее.

Алексей Бигильдин

Сразу скажу, опыта в продвижении музыкальной группы у меня не было ни малейшего, да и понимания тоже. Так что то, что вы прочтете далее — самый что ни на есть практической опыт, хоть и не такой огромный, но я считаю, что он поможет таким же начинающим пиарщикам.

Для начала скажу пару вещей, без которых лучше этим делом не заниматься:

1 . Если вам не нравится та музыка, которую вы продвигаете, а также коллектив группы — поищите тогда что-то по душе. Не мучайте ни себя, ни группу.

2. Лезть в некоммерческую музыку, не имея стабильного заработка — затея авантюрная, грозящаяся обернуться долговой ямой и прочими нехорошими вещами.

Рок-музыка — дело у нас в стране не сильно прибыльное, особенно на первых порах. Это тяжелый путь как для менеджмента, так и для музыкантов. На этом пути вы встретитесь обязательно с жестким троллингом, поливанием группы грязью, отказами в ротации на радиостанциях и каналах, запросом денег за интервью у группы.

Страшно?

Тогда закройте страницу и забудьте навсегда о своих мечтах стать PR-менеджером рок-группы.

Ну а для тех, у кого энтузиазма только прибавилось — WELCOME!

группа LaScala

С чего начать.

Итак, вы договорились с директором коллектива о том, что на ваши плечи возложены функции пиарщика, новость об этом уже висит на стене официального сообщества ВКонтакте.

Что же делать дальше?

Таким вот вопросом я задался в свой же первый вечер после договоренности о совместной работе с директором группы LaScala — Юлей Пономаренко.

Для начала советую создать аккаунт группы на google.com, начать там вести табличку под названием «Общение с группами в ВК».

Далее определитесь со своей целевой аудиторией (далее ЦА) и, исходя из этого, найдите на просторах ВКонтакте сообщества, на которые данная ЦА подписана. Таких сообществ должно быть не менее 50-ти, численностью от 500 человек и выше.

Результаты вбиваем в табличку. Далее начинается самое интересное, а именно — общение с лидерами сообществ.

Чем больше подписчиков в группе — тем чаще ее лидеру приходит спам с просьбами о раскрутке той или иной рок-группы, будь то «Потные свиньи» или «Кровавый октябрь».

Чем же выделиться среди этих величайших групп современности? Да человеческим подходом, вот чем!

Ни в коем случае не нужно писать многобуквенные тексты о своей группе и отправлять сразу же, создавая ассоциации со спамом.

Для начала просто добавьтесь в друзья и напишите элементарные слова: «Добрый день!» и ждите ответа. После того, как человек вам ответил — представьтесь, скажите, что вы PR-менеджер группы «Рога и Копыта» (создайте важность беседы, ведь не зря о вас пост написали в сообществе). Далее постепенно рассказывайте о своей группе собеседнику (только самые яркие факты о группе) и, наконец, скажите, что вам интересна аудитория его сообщества, и вы хотите стать инфопартнерами.

Вариантов ответа здесь не так много:

1. Собеседник вам скажет, сколько стоит реклама в сообществе и точка.

2. Лидер сообщества спросит, что он от этого получит.

3. Охотно согласится.

группа LaScala

Теперь давайте разберем дальнейшие действия при получении того или иного ответа:

1. Говорите спасибо за информацию и заносите информацию по стоимости в свою табличку и помечаете ячейку, например, желтым цветом (ну или любым другим, которым вы будете помечать коммерческие сообщества).

2. Как пример: предложите сделать о вашей группе пост, в свою очередь вы делаете репост на него с комментариями для своих поклонников, мол, вот наши друзья и вступайте к ним и слушайте нас. Также вы можете добавить в ссылки вашей группы данное сообщество (вещь эта для них бесполезная, но 80-90%, к нашей радости, лидеров считают иначе).

3. Бинго! Вы нашли своего союзника. Заносим инфо о нем в табличку и помечаем зеленым цветом.

Также не забывайте добавлять в таблицу те сообщества, с которыми договориться не удалось, и помечайте красным цветом. Заходите к ним раз в месяц и мониторьте административный состав, возможно, он сменился и есть вероятность договориться с новым наследником паблика.

Что ж, теперь перед вами красно-зелено-желтая таблица. Что делать дальше?

Самое простое: придумываете пост с краткой (даже очень) информацией о группе, фотографией коллектива (и вообще забудьте о постах без картинок — они бесполезны), 2-3 аудиозаписями и призывом вступать в ваше сообщество. Далее пост размещаем на странице и закрепляем наверху сообщества.

Но этого нам мало, нам нужна новая аудитория! Составляем краткое сообщение для лидеров сообществ, с которыми удалось договориться. Контекст сообщения: «Привет! Насколько ты помнишь, я PR-менеджер группы «Рога и Копыта» и мы договорились с тобой об инфопартнерстве! Так сделай же репост на эту новость: (ссылка на новость)! Заранее огромное спасибо!»

Если человек прочитал письмо и ничего не ответил — не стесняйтесь, спросите, сделает он репост или нет. Тем самым он поймет, что за слова придется отвечать!

Если уж вам таки выделили рублей 200-300 на рекламу — используйте деньги эти на самые достойные сообщества (средняя цена одного рекламного поста 100-300 рублей).

Таким вот образом вашу группу уже начнут узнавать, лидеры сообществ будут отвечать, что слышали о вас или даже активно слушают. Бывает и такое. В моей практике точно было.

Такую глобальную рассылку делайте раз в 10-15 дней, будете делать чаще — вызовете негатив у ваших партнеров, что крайне нежелательно. Я с этим сам столкнулся.

Попутно выкладывайте аудиозаписи в различных сообществах на стенах, где стена закрыта — предлагайте новость, где совсем закрыта — оставляйте в комментариях. Также вы можете еще найти самые животрепещущие темы, которые активно комментируют — кидайте аудио и туда, это иногда работает.

Что это может дать?

Во-первых, большой охват аудитории (у меня в среднем при раскрутке по «бесплатным» сообществам охват выходит около 15 000 человек).

Во-вторых, новых участников. При таком охвате можно получить 30-50 новых подписчиков. Вся прелесть их в том, что сначала эти люди послушали прикрепленные к посту аудиозаписи, а потом уже вступили к вам в сообщество. Тем самым вы получаете качественную аудиторию слушателей, а не статичных подписчиков. Даже при небольшом количестве подписчиков, у вас будет неплохая статистика по перепостам и лайкам.

Выход на СМИ:

группа LaScala

Через ВКонтакте также можно искать контакты программных директоров радио, ТВ, организаторов фестивалей, других массовых проектов. Проверьте — они там часто указаны в разделе контактов соответствующего сообщества. С ними разговор стройте примерно так же, как и с лидерами сообществ. Только делайте акцент на интервью с группой. Идеальный вариант — часовое интервью с включением в этот час трансляции треков группы. Ротация на радио тоже интересна, но не так сильно. Как правило, сразу ротировать ваши песни по 30 раз за день никто не будет, а так название вашей группы будет звучать много раз за час эфира да еще и с музыкой.

Также полезная штука — участие в различных конкурсах. Заявиться туда не так сложно, сложнее агитировать людей голосовать за вас. Это потребует определенного времени.

Из последних фишек, приносящих результат, которые стоит внедрять сразу (я не внедрял их по своему незнанию), это аккаунт группы и VKBOT.

В аккаунт добавляется абсолютно та же информация, что и в сообщество, все новости репостятся.

VKBOT — специальный бот, выполняющий все функции ВКонтакте автоматически. Его нужно использовать для существенной экономии вашего времени. С помощью него можно добавлять друзей, приглашать в группу, на встречи, делать массовые рассылки и т.д. Функционал там не сложный, разобраться — дело 10 минут (прим ред.используйте этот инструмент с осторожностью, а по возможности и вовсе откажитесь от него).

Зачем нужен аккаунт? А затем, что с помощью него вы можете добавлять до 50 друзей в день, которые увидят информацию о вашей группе, а также, возможно, послушают ее и по вашему призыву вступят в официальное сообщество.

Как поступаю я — ежедневно добавляю в друзья людей, которые состоят в сообществах музыкальных коллективов, схожих по направлению, потом раз в три дня я всех неприглашенных приглашаю в официальное сообщество. Инструмент действительно работает и его стоит применять с первых же дней!

Подготовка к концертам вне родного города

группа LaScala

Данная схема работы внедрилась в нашей группе недавно, но она уже начала приносить неплохие плоды. Ее автором стала вокалистка LaScala — Аня Грин, за что ей огромный респект, ведь параллельно писать новый материал и еще влезать головой в PR не так-то и просто.

Для начала определяете пул городов, до которых вы сможете добраться на автомобиле максимум за 4-5 часов. Затем определяете последовательность захвата городов в любом удобном для вас порядке и действуете!

Каждый день запускаете VKBOT на добавление друзей из данного города (не забудьте проставлять в параметрах отбора отсев людей по интересам или нахождению в определенных сообществ). Далее этих людей каждый день приглашаем в основное сообщество.

Затем определяем пул сообществ этого города, которым будет интересна ваша группа (для этого достаточно в поиске по сообществам выбрать город и написать ключевое слово: например «рок», «музыка» и т.д.). Главный недостаток работы с этими сообществами — их численность (от 50 до 1000) человек. И тратить время на долгое общение с их лидером нецелесообразно. Да и сообщества эти в основном уже умерли, но все-таки пользователи то в них есть. Я теперь делаю так: просто пишу лидеру сообщества просьбу о том, чтобы он сделал меня администратором группы, чтобы добавлять посты от имени сообщества. Т.к. сообщества в основном покинуты — люди охотно соглашаются. Бывает, что спрашивают: «А зачем тебе это?». Ответ у меня всегда один: «я PR-менеджер московской группы LaScala и мы скоро приедем на концерт в ваш город. Вот хочу рассказать о ней населению с помощью твоего сообщества». В принципе, после этого сообщения никто особо не сопротивляется. Далее в «захваченных» пабликах размещайте посты о вашей группе.

С помощью этой схемы за 2 недели у вас может появиться около 100 слушателей из определенного города, что уже неплохо.

Что ж, в этой небольшой статье я рассказал о своем пока не великом опыте продвижения рок-группы. Все инструменты и фишки, описанные здесь — выжимка из практики, а не из книжек и догадок. Если у вас остались какие-то вопросы, идеи статей или вы хотите пообщаться подробнее о каких-то аспектах — пишите!

И главное — слушайте группу LaScala!