Каждый из нас, кто хоть раз выходил на сцену, сталкивался с неловкой тишиной, которую нужно было чем-либо заполнять. Сегодня мы поговорим на эту тему и дадим верные рецепты того, как мастерски управлять подобными моментами. Итак, погнали!

Ведущие на радио часто говорят, что в их работе нет ничего хуже «мертвого эфира» во время передач. То же самое можно сказать и про живое выступление музыкантов на сцене. Чем больше времени музыканты проводят на сцене в тишине и без общения с публикой, тем меньше интереса они представляют для этой публики и тем более неловкая ситуация образуется для всех, кто оказался в зале.

Такие паузы возникают по разным причинам. Обычно они образуются из-за технических неполадок, с которыми сталкивается один из музыкантов группы, пытающийся самостоятельно в полевых условиях что-то починить, в то время как остальные музыканты стоят вокруг него в ожидании продолжения выступления. Но зачастую форс-мажорные обстоятельства тут ни при чем, просто фронтмен группы чувствует себя недостаточно комфортно на сцене для того, чтобы с легкостью заполнить паузы между песнями.

Давайте рассмотрим лучшие приемы управления подобными паузами.

1. Представление группы и ее членов

На каждом своем выступлении будьте уверены в том, что вы ВСЛУХ ГРОМКО и ЧЕТКО произносите название своей группы, причем делаете это не один раз. Если неловкая пауза застала вас врасплох, то воспользуйтесь ей для того, чтобы еще раз напомнить всем собравшимся в зале название своей группы и место, откуда вы приехали, если вы выступаете в гостях. Конечно, этот совет уместен, если вы выступаете в рамках большого фестиваля или в качестве разогревающей группы.

Часто встречаются группы, которые за время своего выступления ни разу не произносили своего названия, и это вынуждало зрителей разыскивать флаеры и афиши с концерта лишь для того, чтобы узнать это таинственное название группы. Многие годы для меня, как для любителя сходить на живые концерты, это было большой проблемой. Сотни раз я наслаждался выступлением разогревающих команд, которые мне действительно нравились, но на следующий день я никак не мог вспомнить их название. И все это из-за того, что за все время выступления они произносили название своей группы в лучшем случае 1-2 раза (обычно в начале и конце выступления), а также не предлагали аудитории никакого мерча со своим логотипом. Живое выступление — это один из лучших способов увеличения своей аудитории, но оно пройдет напрасно, если по окончании выступления ни у кого в зале не останется ни единой зацепки, где вас можно было бы найти в дальнейшем.

Если вам пришлось столкнуться с «мертвым эфиром» во время выступления, воспользуйтесь возможностью представить также и членов своей группы. Это позволит ближе войти в контакт с аудиторией.

2. Рекламная пауза

Второй надежный способ использовать возникшую тишину — это рассказать своей аудитории о том, что нового и интересного происходит в вашей группе. Кроме того, вы можете рассказать о мерче, который вы привезли на концерт, а если у вас есть специальные предложения на футболки или CD, то не забудьте упомянуть и о них, т.к. потенциальным покупателям может быть трудно узнать о ценах и скидках на мерч, если они не дойдут до угла с лавкой.

Обязательно сообщите залу о всех надвигающихся выступлениях и релизах. Даже если вы частенько постите об этих событиях в социальных сетях, все равно объявите о них на концерте, т.к. донесение подобной информации вслух помогает заякорить в мозгах слушателей сообщения как о самих событиях, так и об их датах. Не забудьте упомянуть о том, где люди могут отыскать информацию по всем предстоящим событиям.

Наконец, сообщите зрителям о том, где они смогут следить за вами онлайн. Если имеется лавка с вашим мерчем, то разместите небольшую табличку с ссылкой на свой сайт и на группы в социальных сетях. Кстати, по поводу социальных сетей. Популярная фишка, используемая сейчас многими музыкантами для контакта с фанатами — это «сценический селфи», который предполагает поворот на сцене спиной к зрителям и самострел совместно с фанатами из первых рядов. Так почему бы не сделать селфи во время вынужденной паузы? И еще: если вы не прочь селфануться с залом, то не поленитесь отметить на фотографии, по возможности, как можно больше людей, и тогда эти люди помогут распространить фотографию своими репостами.

Несомненно, застенчивым музыкантам будет крайне неловко рекламировать свою группу со сцены. Но как только вы научитесь уверенно общаться с публикой, такой самопиар будет проходить легко и ненавязчиво. При этом ни в коем случае не нужно пытаться «продать» свою группу со сцены — вашей музыки и сценического перформанса должно быть достаточно, чтобы публика естественным образом захотела приобрести ваш альбом или футболку с принтом вашей группы. Простого напоминания зрителям о мерче, сайте и предстоящих событиях будет вполне достаточно.

3. Истории и шутки

Иметь в запасе свои собственные истории для того, чтобы в любой момент ими поделиться со сцены, — еще один замечательный способ заполнить паузы. Даже если эти истории не имеют сакрального смысла или поучительных выводов, рассказ о мелких радостях и неудачах из своей музыкальной жизни является прекрасным способом проломить «четвертую стену» и наладить связь между вами и вашей аудиторией.

Если вы играете не в своем городе, то у вас есть прекрасная возможность заработать бонусные очки на рассказах о пребывании вашей группы в этом городе. Рассказывать можно о чем угодно: о ресторане, в котором вы обедали, о музыкальном магазине, в который заходили, о забавных ситуациях, которые вы наблюдали на улице. Услышав новые истории о своем родном городе из ваших уст, публика поверит в вашу искренность и в то, что вы не просто из концерта в концерт повторяете одни и те же заученные байки.

Многие группы также любят шутить со сцены. Имея несколько юмористических нот в своем выступлении, будь то смешные истории или короткие прибаутки по поводу вышедшего их строя оборудования, ваше выступление значительно оживится. И опять же чем лучше вы сможете адаптировать свои шутки под то место, где вы играете, тем более удачным станет выступление.

4. Благодарности

Вынужденные паузы — это прекрасная возможность поблагодарить тех, кого обычно благодарят на концертах. Персонал клуба, а также другие группы, выступающие с вами в этот день — эти ребята любезно разделили с вами единое пространство и однозначно заслуживают похвалы в свой адрес.

Если вы не являетесь главной группой вечера, то помните, что большая часть аудитории наверняка пришла послушать не вас, а хедлайнеров. Обязательно упомяните их в одной из пауз и поблагодарите за то, что они предоставили возможность играть с ними вместе. Если вы играете на разогреве, то, как ни крути, ваша основная задача — подготовить публику к основной части вечера. Постарайтесь по возможности заблаговременно ознакомиться с музыкой хедлайнеров и в последствие на выступлении упомянуть об их треке, который вам больше всех понравился, или о каком-нибудь факте, который связывает ваши группы. Хедлайнеры однозначно оценят ваш посыл и, возможно, запомнят его надолго. Ну а если вы сами — хедлайнеры, то обязательно проявите уважение к разогревающим группам.

Обязательно поблагодарите персонал заведения, где вы выступаете. Если вы знаете имя звукорежиссера, организатора и менеджера/хозяина клуба, то обязательно поблагодарите отдельно их со сцены по имени, а также лично после концерта. Благодарность клубу и вежливость с его персоналом — залог вашего позитивного сотрудничества в дальнейшем. Мир тесен, а музыкальный мир — еще теснее. Если вы — благодарные гости, то со временем музыкальный мир начнет вертеться для вас гораздо быстрее!

Надеемся, что наши советы вам пригодятся. Удачи на концертах!